Средняя зарплата в Махачкале и других городах Дагестана в 2019-2020 годах

Средняя зарплата в Махачкале в 2020 году

Средняя заработная плата в Республике Дагестан составила 24 082 рубля, в Махачкале зарплата достигла 24 800 рублей. По данным Росстат в январе 2020 года показатель номинальной заработной платы в регионе увеличился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Реальная заработная плата, учитывающая инфляцию, по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 3,6%.

Уровень заработных плат в Республике Дагестан является одним из самых низких в Российской Федерации. Среди субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского Федерального округа, регион занимает последнее место по этому показателю.

Республика Дагестан — крупный аграрно-промышленный регион. Здесь находятся несколько предприятий оборонно-промышленного комплекса, работают заводы по производству оборудования для авиа- и судостроения, радиоэлектроники, автомобильных компонентов. На долю региона приходится значительная часть общероссийского производства коньяка.

Республика Дагестан является крупным производителем электроэнергии. На территории региона расположены Чиркейская ГЭС, Ирганайская ГЭС, Миатлинская ГЭС, Чирюртские ГЭС, Гергебильская ГЭС, Гунибская ГЭС, а также ряд малых ГЭС.

Благоприятные климатические условия республики обусловили развитие сельского хозяйства со специализацией на виноградарстве, садоводстве, овощеводстве. Также развито овцеводство и козоводство.

Изменение средней заработной платы в Карачаево-Черкесской Республике за последние десять лет

Размер среднемесячной номинальной заработной платы работников организаций рассчитывается до вычета налогов и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средняя зарплата в Карачаево-Черкесской Республике за последние годы существенно увеличилась.

год201020112012201320142015201620172018
среднемесячный заработок11 34612 44715 51117 8581 74620 51121 54622 63825 032

Среднедушевые денежные доходы в республике за январь 2020 года составили 20 027 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы, учитывающие обязательные платежи и индекс потребительских цен, увеличились на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Средняя зарплата в Республике Дагестан по специальностям

Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан выделяет отрасли с высоким показателем уровня доходов:

Отрасль экономики регионаСредние величины заработных плат
Научные исследования и разработки63 075 руб.
Государственное управление, военная безопасность61 355 руб.
Финансовая и страховая деятельность73 075 руб.
Производство напитков40 496 руб.
Рыболовство и рыбоводство38 100 руб.

Низкую зарплату получают специалисты следующих сфер экономики Республики Дагестан:

Отрасль экономики регионаСредние величины заработных плат
Производство мебели8 188 руб.
Производство бумаги и бумажных изделий9 955 руб.
Производство одежды10 158 руб.
Производство текстильных изделий10 611 руб.
Производство химических веществ и химических продуктов11 219 руб.

В Республике Дагестан самую большую заработную плату получают представители следующих профессий:

  1. Территориальный менеджер — 150 000 рублей.
  2. Машинист буровой установки — 90 000 рублей.
  3. Машинист экскаватора — 90 000 рублей.
  4. Водитель поливомоечной машины — 90 000 рублей.
  5. Машинист установок — 90 000 рублей.

В январе 2020 года среднемесячная заработная плата работников в сфере научных исследований и разработок составила 31 711 рубль, что больше на 31,7% среднереспубликанского уровня. В специалисты в области здравоохранения получали 26 597 рублей, их заработная плата была больше региональной на 10,4%.

У работников культуры, спорта, организаций досуга и развлечений месячный заработок был ниже на 10% и составил 21 686 рублей, в сфере образования — на 20%, что соответствует показателю 19 353 рублей.

Видами деятельности, которыми занимается наибольшее количество населения в Республике Дагестан, являются государственное управление, военная безопасность, социальное обеспечение, здравоохранение, образование, транспортировка и хранение, обрабатывающие производства.

Самая низкая зарплата по стране в Дагестане – Росстат

МАХАЧКАЛА, 23 сентября – РИА «Дагестан». Федеральный Росстат посчитал среднюю зарплату в регионах страны в первом полугодии 2020 года.

Итоги показали, что самая низкая зарплата в Дагестане – 23 тысячи 383 рубля. Практически все регионы Северного Кавказа в рейтинге показали минимальный размер заработной платы.

Так, в Чечне она достигает 24,5 тысячи рублей, в Ингушетии – 25 тысяч рублей, Кабардино-Балкарской Республике – 25,1 тысячи рублей и так далее.

В целом среднемесячная зарплата по стране к июлю 2020 года составила 46 тысяч 210 рублей. Самая высокая средняя зарплата в Центральном федеральном округе – 58,8 тысячи рублей.

Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!

Другие новости:

04.Jan.2020 11:50Дербент получит 540 млн рублей из федерального бюджета
03.Jan.2020 16:47В конце 2020 года был завершен ремонт автодороги республиканского значения Дербент-Хучни-Хив
03.Jan.2020 16:43Представители Дагестана приглашаются на Всемирный конгресс шеф-поваров Worldchefs Congress & Expo
01.Jan.2020 16:251 января начнут действовать новые правила выдачи кредитов и займов
31.Dec.2020 13:18Объявлен прием предложений для определения целей расходования федерального гранта
31.Dec.2020 13:16Гаджи Султанов поздравил с Новым годом ветерана Великой Отечественной войны Магомеда Шахгусейнова
31.Dec.2020 11:30Представители Минсельхоза РД приняли участие в заседании Противопаводковой комиссии Правительства Дагестана
31.Dec.2020 10:55ГЖИ Дагестана организует дежурства в дни новогодних праздников
31.Dec.2020 09:55Глава Минэкономразвития Дагестана провел встречу с представителями экспертного сообщества
30.Dec.2020 16:47Гаджи Гасанов: «Задача центра “Мой бизнес” окружить предпринимателей заботой»
30.Dec.2020 16:24Энергетики Дагестана актуализировали данные на более чем 575 тысяч потребителей
30.Dec.2020 16:14Даглесхоз провел конкурс детских рисунков «Лес глазами детей»
30.Dec.2020 16:07Даглесхоз ответил на неправдивые публикации в СМИ
30.Dec.2020 15:17Россельхозбанк назвал особенность кредитования АПК СКФО
30.Dec.2020 15:05ООО «Газпром трансгаз Махачкала» стало лауреатом премии ПАО «Газпром» в области качества
30.Dec.2020 15:02Глава Минсельхозпрода РД ознакомился с ходом газификации и водоснабжения сел Карабудахкентского района
30.Dec.2020 12:00Управлением домами в Дагестане занимаются более 300 организаций
30.Dec.2020 11:43В наступающем году в Дагестане отремонтируют и заменят лифты на сумму 100 млн рублей
29.Dec.2020 09:00Экспорт производимой в Дагестане стеклотары за год вырос почти вдвое
28.Dec.2020 09:57Стоимость коммунальных услуг в Дагестане с 2020 года поднимется на 5,2%
27.Dec.2020 18:30В 2020 году на ТОСЭР «Каспийск» планируют ввести в эксплуатацию два завода и создать промпарк
27.Dec.2020 17:54Фонд капремонта торжественно сдал после проведенных работ два дома в Хасавюрте
27.Dec.2020 16:23Дагестан получит 360 млн рублей на «умные дороги»
27.Dec.2020 12:12Пять многоквартирных домов Махачкалы преобразились благодаря программе капремонта
27.Dec.2020 12:06Глава Минсельхоза Абзагир Гусейнов рассмотрел обращения граждан в общественной приемной партии «Единая Россия»
27.Dec.2020 11:51Поступления в бюджет Дагестана в виде налога на добычу полезных ископаемых выросли в 2020 году на 80%
26.Dec.2020 20:44«Ростелеком» провел в Махачкале TEСHDAY для школьников
26.Dec.2020 19:30Лауреатов конкурса «100 лучших предпринимателей» наградили в Махачкале
26.Dec.2020 18:35Вопросы поддержки бизнеса муниципальными властями обсудили в рамках «годекана» БИСОМ в Махачкале
26.Dec.2020 18:30Артём Здунов: «Основной вызов на будущее – это доступ предпринимателей к капиталу»

РИА видео

Поздравление Главы РД

Фоторепортаж

Дагестан отметил 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне

Зарплаты в Дагестане

Средняя зарплата в Дагестане практические в два раза меньше общероссийской. В 2020 году она составляет 12 257 рублей/30 дней.

Общие сведения

Северо-Кавказский федеральный округ является самым низкооплачиваемым регионом России. Заработные платы выглядят следующим образом:

  1. Ингушетия — 19 123 р.
  2. Ставропольский край — 16 455 р.
  3. Чечня — 16 282 р.
  4. Кабардино-Балкария — 14 877 р.
  5. Северная Осетия — 14 840 р.
  6. Карачаево-Черкесия — 14 050 р.

Вернуться к оглавлению

Сложная ситуация

Задолженность по заработной плате в 2020 году составляет 90 млн рублей. За первое полугодие было выявлено более 5000 нарушений законодательства по оплате труда.

Задолженность по зарплатам перед работниками в Дагестане

Наиболее крупные задолженности были обнаружены в Избербаше. Общая сумма задолженности там составляет 45 млн рублей. Сотрудники многих крупных предприятий не видели з/п один-два года, хотя финансовая возможность для выплат имелась.

На этом фоне административной ответственности подверглись 300 человек, занимающих руководящие должности. К уголовной ответственности было привлечено девять человек.

По мнению прокурора отдела по надзору за соблюдением прав граждан Управления по надзору за исполнением федерального законодательства РД Ш. Асадулаева, острая ситуация была обусловлена неготовностью людей защищать свои права.

В результате прокурорского реагирования в течение первого полугодия была погашена задолженность перед сотрудниками в размере 114 млн рублей.

Величина МРОТ в регионе составляет 11 163 рубля. Это базовое значение, актуальное для всех, было принято 01.05.2018.

Ситуация с зарплатами

По мнению жителей региона, среднемесячная плата за труд в Дагестане оценивается хуже, чем представляет это статистика.

Путаница с реальными и «нарисованными» окладами возникает из-за того, что сайты по трудоустройству не учитывают выплачиваемые з/п со всеми начислениями. Анализируются суммы, предлагаемые в открытых вакансиях.

По данным официальной статистики, средняя з/п составляет 16 000–17 000 рублей, реальные же оклады составляют 11 000–13 000 рублей.

По мнению чиновников, сложная ситуация с заработными платами имеет и положительную сторону. Она исключила риск роста безработицы, что наблюдается на фоне сокращения и банкротств предприятий.

С уровнем безработицы в России можете ознакомиться на нашем сайте.

Минимальная зарплата

Минимальные оклады получают работники, не имеющие никакой квалификации.

ДолжностьРазмер месячного оклада (р.)
Дворник8000
Уборщица7500
Посудомойщик8500
Автомойщик9000

На такую работу обычно соглашаются сокращенные пенсионеры и студенты, желающие подработать.

Средняя зарплата

На получение средней з/п по региону могут рассчитывать:

  • Лица, обладающие профильным образованием.
  • Кадры сферы обслуживания.
  • Сотрудники ЖКХ.
  • Лица, работающие в торговле.
  • Те, кто занимается сбором информации.

Информация по окладам отражена ниже.

ДолжностьРазмер з/п (р.)
Охотник13 000
Рыбак13 000
Представитель сельской отрасли14 000
Сотрудник МЧС15 600
Сотрудник ЖКХ14 700
Продавец15 700
Бухгалтер15 900

Высокая зарплата

На высокую з/п по региону могут рассчитывать:

  • Лица, умеющие управляться со сложными механизмами.
  • Госслужащие.
  • Те, кто работает в сфере промышленности.
  • Строители.
  • Геологи.
  • Работники сферы связи и транспорта.
  • Занимающие руководящие должности.

Более подробная информация по окладам представлена в таблице.

ДолжностьРазмер оклада (р.)
Инженер17 000
Геолог22 000
Строитель21 000
Рядовой государственный чиновник33 000
Руководитель Министерства чрезвычайных ситуаций37 000

Как оценивается труд учителей?

Средняя зарплата учителей в Дагестане сегодня составляет 14 935 рублей. Но рассчитывать на такой оклад могут далеко не все.

В г. Новокули преподаватель, работающий в средней школе и имеющий выслугу 30 лет, получает 11 000 рублей. Нагрузка при этом может составлять 18 часов в неделю.

Молодые педагоги г. Новокули, имеющие нагрузку в 36 часов, зарабатывают только 15 000 р./мес.

Распределение вакансий

Информация по вакансиям для педагогов в Дагестане представлена в таблице.

РегионКоличество вакансий (%)Количество мест
Махачкала73,119
Советское15,44
Каспийск3,81
Кизляр3,81
Хасавюрт3,81

Рейтинг регионов по уровню з/п

Махачкалинские педагоги получают меньше, нежели их коллеги, проживающие в других регионах. Таблица позволяет сравнить з/п в Махачкале и других городах.

РегионКак оценивается труд (тыс. р.)
Советское15 000
Дагестанские огни15 000
Дербент15 000
Махачкала11 163
Буйнакск11 163
Кочубей11 163
Кумух11 163

Процентный диапазон зарплат

Информация о вакансиях и уровне зарплаты представлена в таблице.

Уровень месячной з/п (р.)Количество вакансий
9500–11 20021
11 200–12 9006
14 600–16 3006
От 16 3004

Рейтинг профессий

Рейтинг по з/п смежных профессий выглядит следующим образом:

  1. Переводчик — 22 000 р.
  2. Методист — 20 000 р.
  3. Тренер — 20 000 р.
  4. Учитель начальных классов — 11 163 р.
  5. Учитель английского языка — 10 400 р.
  6. Учитель русского языка — 10 200 р.
  7. Воспитатель детского сада — 8200 р.

Среднемесячная зарплата госслужащих в регионах

«Горячие вакансии»

В таблице представлены наиболее востребованные вакансии.

ДолжностьОсновные требованияРазмер месячной з/п (тыс. р.)
Учитель начальных классовВысшее педагогическое образование. Опыт работы — от трех до шести лет. Работа на полный рабочий день.9,4–11,5
Учитель английского языкаВысшее педагогическое образование, опыт работы — от трех лет, первая квалификационная категория.9,4–11,5
Учитель математикиВысшее образование, опыт работы — от пяти лет.От 9,4
Учитель русского языкаРаботоспособность, аккуратность, усидчивость, качество выполняемой работы, внимательность.17,0–19,0
Учитель лакского языкаКоммуникативные и организаторские способности,

стремление к профессиональному самосовершенствованию,

ответственность, стрессоустойчивость.От 9,4

Как оценивается труд врачей?

В 2020 году ожидается повышение заработных плат дагестанским медработникам.

Средняя зарплата врачей в Северо-Кавказском федеральном округе

На это из государственного бюджета было выделено более 28,5 млрд рублей. Часть денег планируется направить на улучшение оснащения больниц и поликлиник.

В первую очередь повышение окладов коснется низкооплачиваемых медицинских работников: санитаров, лаборантов, медсестер. На это было выделено 7,1 млрд рублей.

Распределение вакансий

Информация о том, как в Дагестане распределяются медицинские вакансии, отражена в таблице.

РегионКоличество вакансий (%)Количество вакансий по местам
Махачкала2562
Кизляр19,849
Хасавюрт12,130
Буйнакск12,130
Дербент9,724
Кизилюрт9,724
Ахты4,411
Избербаш2,87
Дагестанские огни2,

46Остальные регионы25

Процентный диапазон заработных плат

Информация о заработных платах дагестанских врачей, проживающих в различных регионах республики, дана в таблице.

В целом по региону сейчас открыто до 100 вакансий.

Размер месячной з/п (тыс. р.)% вакансий
46,6–58,844
23,0–34,835
11,2–23,09

Рейтинг профессий

Рейтинг профессий выглядит следующим образом:

  1. Терапевт –– 70 000 р.
  2. Педиатр –– 70 000 р.
  3. Гинеколог –– 50 000 р.
  4. Хирург –– 50 000 р.
  5. Медицинский консультант –– 36 000 р.
  6. Семейный врач –– 25 500 р.
  7. Врач общей практики –– 25 500 р.
  8. Фармацевт –– 20 000 р.

Экономическая ситуация в Дагестане

«Горячие вакансии»

Необходимость в дагестанских медиках есть всегда. Информация о самых «горячих» вакансиях дана в таблице.

ДолжностьТребованияУровень месячной з/п
ФтизиатрОпыт работы, коммуникабельность, стрессоустойчивость, высокая работоспособность.28 000
РентгенологНаличие действующего сертификата. Рабочий день –– шесть часов. Оформление в соответствии с ТК РФ.28 000 + полный соцпакет
Участковый врач-терапевтОпыт работы, пунктуальность, аккуратность, инициативность, тактичность.22 000 + соцпакет
ИнфекционистВысшее образование, наличие действующего сертификата. Кандидат на должность обязан отлично знать классификацию инфекционных болезней, профилактику, этиологию и эпидемиологию.От 24 000
ТрансфузиологВысшее медицинское образование, сертификат по специальности «Трансфузиология».От 18 000

Заключение

Врачам будут повышать зарплаты постепенно, в течение 2020 и до конца 2020 года. Информации о повышении з/п специалистам других областей пока нет.

Средняя зарплата в России по регионам в 2020 году

По состоянию на 1 января 2020 года распределение средних показателей заработной платы выглядит следующим образом. В отличие от предыдущиго года лидирующую позицию занимает Магаданская область, в котором сред-я ЗП составляет 101 662 руб. На 2-ой позиции идет ЧАО, в котором средняя ЗП составляет 96 930 руб. Однако, на третье позиции в этот раз уже идет не Москва, а ЯНАО (86 560 руб). Столица России в этот раз находится на четвертой строчке в рейтинге (78 946 руб.).

В целом по стране средняя зарплата равняется 42 595 руб.

В графическом представлении (по убыванию):

Обращаем ваше внимание, что приведённые данные еще могут быть уточнены.

Таблица. Средняя зарплата в России по регионам в 2020 году:

Название субъекта РФЗначение средней ЗП, в рублях
Магаданская обл.101662
Чукотский АО96930
Ямало-Ненецкий АО86560
г. Москва78946
Ненецкий АО77277
Сахалинская обл.73261
Камчатский край71553
Республика Саха (Якутия)65881
Ханты-Мансийский АО (Югра)62555
Тюменская обл.61937
г. Санкт-Петербург58310
Мурманская обл.56005
Московская обл.50135
Республика Коми48316
Архангельская область47526
Хабаровский край46583
Красноярский край44692
Амурская область43156
Иркутская область42921
Ленинградская область42434
Приморский край42026
Забайкальский край40728
Забайкальский край40728
Еврейская АО39797
Республика Карелия39755
Томская область39707
Калужская область38005
Республика Хакасия37949
Республика Бурятия37867
Республика Бурятия37867
Кемеровская область37857
Республика Алтай37764
Свердловская область37605
Вологодская область36081
Новосибирская область36048
Республика Татарстан35722
Республика Тыва35619
Челябинская область34944
Пермский край34809
Тульская область33933
Ярославская область33882
Краснодарский край33258
Республика Башкортостан33137
Самарская область33086
Нижегородская область32973
Калининградская область32473
Астраханская область32166
Омская область32013
Удмуртская Республика31990
Владимирская область31647
Воронежская область31286
Рязанская область31192
Белгородская область31163
г. Севастополь31008
Новгородская область30820
Липецкая область30775
Тверская область30764
Ростовская область30647
Курская область30125
Пензенская область30112
Волгоградская область30097
Оренбургская область29892
Смоленская область29566
Республика Крым28400
Ставропольский край28256
Республика Марий Эл28232
Костромская область27948
Ульяновская область27927
Курганская область27887
Кировская область27580
Республика Адыгея27455
Брянская область27403
Псковская область27339
Чувашская Республика27028
Республика Мордовия26999
Орловская область26834
Тамбовская область26754
Саратовская область26555
Республика Северная Осетия – Алания26108
Чеченская Республика26108
Ивановская область26053
Алтайский край25960
Республика Калмыкия25719
Карачаево-Черкесская Республика25699
Республика Ингушетия25663
Кабардино-Балкарская Республика25318
Республика Дагестан24550

Данные, отображенные в табличном и графическом виде выше, представлены на основании информации, опубликованной Росстатом.

Такая разность в различных субъектах РФ связана с разным экономическим развитием каждого из них. Например, в столичном регионе сосредоточено большое количество промышленных предприятий и основные финансовые центры. А, например, в Чукотском АО и Магаданской обл. расположены крупные компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых: золота, серебра, каменного уголя и другие.

По мнению нашей редакции подсчет средней ЗП не отражает реального положения дел с заработными платами по стране, так как она рассчитывается исходя из довольствия работников разного звена: управляющего (директора, топ-менеджеры, начальники и так далее) и рабочего (обычные рядовые работники). Так например, при увеличении ЗП начальников разного уровня и при сохранении неизменной ЗП у обычных работников статистика по средней показывает рост зарплаты, что в реальности не соответствует росту зарплат работников низшего звена, так как у них она остается неизменной. Поэтому для отображения более точной картины по уровням ЗП необходимо учитывать модальное значение, а не усредненное.

По состоянию на ноябрь 2018 года модальная заработная плата в России составляет примерно 25 000 рублей.

Отметим также, что по заявлению того же Росстата реальные доходы граждан снижаются пятый год подряд, начиная с 2014 года. В 2020 году роста также ждать не стоит, так как в новом году россиян ждет повышение тарифов на товары и услуги широкого спектра по большей части из-за увеличения НДС до 20%.

Новости

Сегодня, 28 ноября, под председательством спикера парламента Хизри Шихсаидова состоялось заседание 40 (ноябрьской) сессии Народного Собрания Республики Дагестан.

В работе сессии принял участие Глава Республики Дагестан Владимир Васильев, а также депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гаджимет Сафаралиев, Юрий Левицкий и Мурад Гаджиев.

В начале заседания выступили представители депутатских фракций парламента.

Депутат от фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» Марат Асланов посвятил свое выступление предстоящим сентябре следующего года муниципальным выборам. По мнению депутата, они должны быть честными, конкурентными, с участием представителей разных политических партий. Он призвал молодежь, проживающую за пределами республики быть патриотами, вернуться на родину и принять участие в ее политической и экономической жизни.

Рафик Асланбеков, выступая от фракции «Справедливая Россия», посвятил свое выступление развитию цифровой экономики.
Он отметил, республика пока не достигла необходимого уровня цифровизации. Так, число персональных компьютеров с доступом в интернет на 100 работников составляет 21, это самый низкий показатель среди субъектов РФ. Затраты на информационные и коммуникационные технологии в республике составляют 900 миллионов, это ниже чем в Чеченской республике, Краснодарском и Ставропольском краях. В республике также не хватает специалистов по информационным технологиям.
Депутат предложил провести широкополосный интернет в каждый населенный пункт, довести выпуск специалистов по информационным технологиям до 5000 в год, для этого использовать проектное управление, добавить к приоритетным проектам развития республики проект «Цифровой Дагестан», создать Совет при цифровой экономике при Главе Республики Дагестан.

Представитель фракции «Единая Россия» Мухтар Оздеаджиев остановился на вопросах реализации партийных проектов «Городская среда» и «Безопасные дороги.
В республике 3 года реализуется партийный проект «Городская среда», который преображает облик населенных пунктов, создавая для их жителей условия для отдыха.
В 2018 году в проекте приняли участие 23 района, в 2020 году – 13 муниципальных образований, а на 2020 год подали заявки все муниципалитеты. По мнению депутата, эти проекты надо развивать, учитывая при этом качество проводимых работ, мнение жителей, озеленение территории и другие факторы. В Махачкале необходимо навести порядок в городских парках, создать необходимые и соответствующие требованиям условия. Такая же ситуация с дорогами.
Депутат предложил призвать глав муниципалитетов, неэффективно участвующих в проектах к партийной ответственности, Минстрою включать только те проекты, которые имеют необходимую документацию, а к решению вопросов привлекать депутатов всех уровней.

Комментируя выступление представителя от фракции «КПРФ» Хизри Шихсаидов отметил, что сам Марат Асланов прошел процедуру выборов в Хивском районе и убедился, что выборный процесс был достаточно прозрачным и справедливым. В парламенте республики представлены депутаты, которых хорошо знает население. Кроме того, в республике происходит много позитивных процессов и надо их замечать, подчеркнул спикер Народного Собрания.

Затем депутатам была представлена кандидатура Заиры Ахмедовой для назначения на должность мирового судьи судебного участка Сулейман- Стальского района, которую депутаты одобрили.

Главным вопросом повестки дня сессии стало обсуждение проекта закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». С информацией по проекту закона выступил министр финансов Юнус Саадуев.
По его словам, доходы республиканского бюджета составят 125,3 миллиардов рублей, что на 3,3% выше доходов за 2020 год.
Валовый региональный продукт составит 103,7 %, рост фонда заработной платы 106,8%, рост объема инвестиций в основной капитал 101,5%.
Расходы планируются в сумме 129,3 миллиарда рублей, что на 7,5 % больше, чем в прошлом году.
Дефицит бюджета составит 4,6 миллиарда рублей.
Налоговые доходы в консолидированный бюджет с учетом замечаний Счетной палаты также увеличены на 17,8 %.
Неналоговые доходы сокращаются на 384 миллиона рублей из-за неисполнения программы приватизации.
Увеличены также доходы по налогу прибыль на 15%, НДФЛ (20%), акцизы на алкоголь (10%), налог на имущество организаций (34%), транспортный налог (67%).
Выросли расходы на здравоохранение, социальную политику, физкультуру и спорт, национальную экономику и ЖКХ, заработную плату бюджетникам, детские пособия и другие мероприятия.

Кроме того, в бюджете предусмотрены средства муниципальным образованиям на выравнивание бюджетной обеспеченности в общей сумме 8 265 052,0 тыс. рублей.
Предусмотрено увеличение средств на лекарственное обеспечение, приобретение высокотехнологичного оборудования для медучреждений
Продолжится субсидирование жилья инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и детям-сиротам.
В приоритете останутся мероприятия по ремонту школ и ликвидации трехсменного обучения. На реализацию проекта «Земский учитель» предусмотрено 136, 4 миллиона рублей.
Увеличены ассигнования на развитие рыбного хозяйства и поддержку малого и среднего бизнеса.
В рамках Республиканской инвестиционный программы планируется построить 195 объектов, в том числе 27 школ, 39 детских садиков, 106,4 километров газовых сетей, 4 объекта здравоохранения, 4 очистных сооружения, 27 водоснабжения и другие.

Выступивший затем председатель Комитета парламента по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков отметил, что по проекту закона были проведены публичные слушания, прошло обсуждение на заседании Комитета. С учетом замечаний и предложений, прозвучавших во время обсуждения Комитетом, подготовлено сводное Заключение.
Он отметил положительные характеристики документа: он сбалансирован по доходам и расходам, сохранил социальную направленность, увеличены средства на выравнивание бюджетной обеспеченности, учтены рекомендации депутатов и увеличены налоговые и неналоговые доходы, Республиканская инвестиционная программа принимается на 3 года, предусмотрено повышение заработной платы бюджетникам, снижается государственный долг.

Вместе с тем, Комитет рекомендует Правительству активизировать работу министерств и ведомств с крупными налогоплательщиками и вывести сборы налогов на средний уровень по СКФО, провести совместные мероприятия с УГБДД, налоговой службой и муниципалитетами по взысканию задолженности дорожного налога, который составляет 3,5 миллиарда рублей, разработать Программу по обеспечению выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, увеличить средства и упростить процедуру предоставления субсидий малоимущим граждан по оплате услуг ЖКХ, увеличить средства на бесплатное питание детей в начальной школе и средства на повышение заработной платы в бюджетной сфере и другие мероприятия.

Далее Председатель Счетной палаты Билал Джахбаров рассказал о работе, проведенной по анализу проекта закона. Он отметил, что Счетная Палата не раз поднимала вопрос о наличии резервов в пополнении бюджета. Он указал, что при формировании бюджета были взяты исходные данные исполнения бюджета 2017 года, не учтены недоимка и задолженность по налогам.

Он заметил, что резервы также кроятся в эффективном управлении государственным имуществом. В Заключении Счетной палаты также указано на необходимость внести изменения в государственные программы, так как не все они оформлены должным образом и провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства.
В целом бюджет соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть принят с учетом высказанных замечаний, подчеркнул он.
Проект закона был принят в первом чтении.

С проектом закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» выступил и.о директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан Ильяс Мамаев.
Общий объем доходов фонда составит на 2020 год 34 152 251,6 тысяч рублей, что на 8,9% выше чем в 2020 году. Расходы составят столько же и будут направлены на выполнение страховых обязательств фонда, повышение квалификации медработников, на лечение граждан за пределами республики, социальное обеспечение и иные выплаты населению и другие мероприятия. Страховой запас фонда составит 4 060 000,0 тыс. рублей, т.е. на 22% больше, чем в 2020 году.
Проект закона был принят в первом чтении.

Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2020 год и основных направлениях приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2021 и 2022 годы представил на сессии министр по земельным и имущественным отношениям Агарагим Кагиргаджиев.
В 2020 году подлежат преобразованию в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью 5 предприятий: ГУПы «Каякентское», «Утамышский», «Усимикентский», «Чкаловский», «Гергинский», предполагается реализовать 3 объекта недвижимости.

Затем министр ответил на вопросы депутатов Курбана Габибова, Марата Асланова и Мурзадина Авезова.
После чего Программа приватизации была утверждена соответствующим постановлением.

После перерыва министр экологии и природных ресурсов Набиюла Карачаев попросил слово и предложил внести в Регламент норму, по которой в случае необходимости члены Правительства могли бы дать разъяснения по выступлениям депутатов в «разминке».

Председатель парламента Хизри Шихсаидов заметил, что в своих выступлениях депутаты поднимают вопросы, волнующие избирателей и призвал депутатский корпус и Правительство к совместной работе на благо населения республики, а предложение министра будет рассмотрено.

Несколько законопроектов сессия приняла во втором чтении.

Среди них – «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан «О налоге на имущество организаций» и о ставке налога на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Дагестан», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан», Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об охране здоровья граждан в Республике Дагестан», «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан» и другие.

Ряд законопроектов был принят в первом чтении.

Министр юстиции Казимагомед Сефикурбанов, представляя проект закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Дагестан», отметил, что документом устанавливаются правоотношения института Уполномоченного по правам ребенка.

В проект закона «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Дагестан» вносятся изменения в целях соблюдения требований примерного равенства судебных участков по числу населения в городе Махачкале Республики Дагестан.

Председатель Комитета по аграрной политике и природопользованию Асият Алиева выступая с проектом закона «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Республики Дагестан «О племенном животноводстве в Республике Дагестан», подчеркнула, что согласно изменениям, в федеральном законодательстве уточняются основные направления деятельности органа исполнительной власти Республики Дагестан в рамках государственной племенной службы, сложившейся по итогам правоприменительной практики.

Депутат Мурзадин Авезов предложил рассмотреть положение бывшего племсовхоза «Червленые буруны», находящегося в плачевном состоянии.

Проектом закона «О внесении изменений в статью 63 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» в частности предлагается установить, что избирательный фонд избирательного объединения может создаваться за счет собственных средств избирательного объединения, которые в совокупности не могут превышать предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения.

Изменения в проекте закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» устанавливают, что к муниципальным должностям относятся также должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования и заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.

Законопроектом «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О культуре» и в статьи 6 и 7 Закона Республики Дагестан «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан», инициированном депутатами, предусматривается принятие решения региональным органом охраны объектов культурного наследия о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в указанный реестр.

В первом чтении также были приняты проекты законов «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Дагестан «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан», «О внесении изменения в статью 10 Закона Республики Дагестан «О туристской деятельности в Республике Дагестан».

Сессия внесла изменения в закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», связанные с перераспределением оставшихся на счету фонда средств.

Изменениями в проекте закона «Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Дагестан из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Дагестан, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан» 3-месячный срок утверждения дополнительных соглашений законом субъекта Российской Федерации и их представления в Министерство финансов Российской Федерации изменен на 6-месячный срок.

Проектом закона «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния» предусматривается прекращение переданных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния органам местного самоуправления.

Изменениями, предлагаемыми проектом закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств» регламентируется, что тарифы за вышеназванные мероприятия устанавливаются по результату торгов по выбору исполнителя услуг.
Проект закона «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Закона Республики Дагестан «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан» уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество».

Сессия постановила внести в Государственную Думу ФС РФ в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», по которому расширяются виды бесплатной юридической помощи малообеспеченным категориям граждан при решении трудовых споров.

Далее депутаты одобрили проект Соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Народным Собранием Республики Дагестан и Верховным Советом Республики Хакасия.

Выступая по вопросу «О поручении Счетной палате Республики Дагестан», председатель Комитета парламента по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков отметил, что Народным Собранием подготовлено Поручение контрольно- счетному органу, в которое вошло 17 вопросов. Они будут включены в план работы контрольно – счётного органа.

Затем в рамках «Правительственного часа» по теме «Перспективы развития электроэнергетики в Республике Дагестан на период 2020 – 2023 годов выступил управляющий директор Акционерного общества «Дагестанская сетевая компания Владимир Сыщиков.
Он отметил, что благодаря усилиям Главы республики Владимира Васильева удалось привлечь из федерального центра средства для развития энергетики. В 2020 году намечено направить на ремонт электрохозяйства 10 миллиардов рублей. Ведется работа по его проектному обследованию. Затем будет начата работа по проектированию электросетевого комплекса по разработанной производственной программе, которая завершится в 2025 году. Сформирован и поступает на склады аварийный запас на сумму 250 миллионов рублей. Планируются закупка и передача районам 50 бригадных автомобилей и обновление парка оргтехники.

Депутатов Ферзулаха Исламова, Анну Безрукову, Курбана Габибова, Наримана Асварова волновало, почему происходят частые отключения электроэнергии, и какая работа проводится по их устранению.
Причиной аварийных отключений Владимир Сыщиков назвал изношенность сетей и заверил, что работа по их замене ведется. Что касается Махачкалы, ведутся переговоры о выкупе системы электроснабжения и закупке нового оборудования.
Сессия приняла по докладу соответствующее постановление, в котором рекомендовала Правительству обсудить на своем заседании фактическое положение дел по указанному вопросу с целью выработки единого алгоритма действий всех заинтересованных ведомств.

В разделе «Разное» депутаты Махмуд Махмудов, Исмаил Магомедшарипов, Ферзулах Исламов и Алавудин Мирзабалаев выступили по волнующим их вопросам.

На этом сессия завершила свою работу.

Информационно – аналитический отдел Аппарата Народного Собрания РД

Первый взгляд на бюджет-2020. Каким будет главный финансовый документа Дагестана?

Проект бюджета Дагестана на 2020 год, внесенный главой республики Владимиром Васильевым в Народное собрание (НС), об исполнении бюджета в текущем 2020 году, а также принятые к нему изменения – РИА «Дербент» обсудило с экономистом Фадиком Мугуловым.

– На крайней сессии НС РД депутаты приняли изменения в бюджет текущего года. С чем они связаны и чего касаются?

– Внесение изменений в бюджеты разных уровней в течение года – это обычная практика, учитывающая ситуацию с динамикой в течение года доходов и расходов соответствующих бюджетов. Очередные изменения в Закон о бюджете Дагестана (четвертый раз за текущий год) были предложены, как и предусматривается действующим законодательством, Главой республики и приняты парламентом. Прежде всего, стоит отметить, что изменения коснулись как совокупных годовых доходов, так и совокупных годовых расходов республиканского бюджета.

После уточнения, в 2020 году доходы составили 126 789 773,5 тысяч рублей, в том числе федеральные межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления – 99 974 967,3 тысяч рублей. Расходы составили 136 174 979,0 тысяч рублей. Дефицит республиканского бюджета Республики Дагестан не претерпел изменений и остался на прежнем уровне – 9 385 205,5 тысяч рублей.

При этом, и годовые доходы, и годовые расходы республиканского бюджета уменьшились на одну и ту же сумму в 217 млн рублей по причине сокращения безвозмездных поступлений – межбюджетных субсидий, в том числе:

212,5 млн рублей – федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках реализации мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов РФ, входящих в состав СКФО;

4,5 млн рублей – субсидий на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения.

В первом случае сокращение субсидий вызвано отсутствием соглашения по федеральному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» (не уточняется, что за соглашение), а во втором – в соответствии с дополнительным соглашением, заключенным между Минстроем РФ и Правительством Дагестана.

Как видим, изменения в республиканском бюджете с точки зрения общих объемов его доходов и расходов не существенные, хотя каждый дополнительный рубль, направленный на борьбу с онкологическими заболеваниями, думаю, для республики бесценен.

В то же время, более существенные изменения произошли внутри разделов и в ведомственной структуре расходов бюджета. Из наиболее крупных изменений можно отметить:

расходы Республиканской инвестиционной программы (РИП) уменьшены в 2020 году в целом на 1,31 млрд руб. О сокращении на 217 млн рублей выше уже говорилось. Кроме того, учитывая вероятность не освоения средств в текущем году, расходы республиканского бюджета РД в рамках РИП также уменьшены на 1 092 020,1 тысяч рублей с переносом лимитов бюджетных обязательств на 2020 год;

перемещением бюджетных ассигнований внутри раздела «Образование», а также с учетом дополнительно привлеченных с раздела «Социальная политика» 28,0 млн рублей, осуществлено перераспределение средств в общей сумме 127,6 млн рублей. Эти средства направлены, в основном, на погашение кредиторской задолженности по расходам, связанным с приобретением продуктов питания, учебников, за поставленный уголь и т.д., а также на приобретение учебников и оргтехники в связи с вводом в эксплуатацию 5 новых общеобразовательных школ;

по разделу «Здравоохранение» увеличены бюджетные ассигнования на 35 000,0 тысяч рублей (на приобретение медицинского модуля для размещения участковой больницы в с. Новый Кумух Буйнакского района), произведены перемещения в сумме 48,6 млн рублей в пределах утвержденных плановых назначений для полного освоения денежных средств и исключения возникновения просроченной кредиторской задолженности (закупка оборудования для оснащения ФАПов в рамках национального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и проведение ремонтных работ в ГБУ РД «Хасавюртовская ЦГБ» (п. Мичурино), 20,0 млн. рублей перемещены на оплату задолженности за выполненные вылеты санитарной авиации, выполнение государственного задания по ГБУ РД «РМИАЦ» и на проведение закупки санитарного автотранспорта.

Стоит отметить также, что увеличены расходы Администрации Главы и Правительства Дагестана на обеспечение жильем государственных гражданских служащих в сумме 51 916,0 тысяч рублей, за счет и в пределах расходов АГП. Думаю, это понятно в связи с обновлением кадрового корпуса и привлечением кадров со стороны.

Законодательно оформлена индексация на 4,3% с 1 октября 2020 года периодических или единовременных выплат, пособий и вознаграждений по 12 направлениям использования бюджетных ассигнований в сфере социальной политики: на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях; приемным родителям, патронатному воспитателю за воспитание детей; в случае усыновления (удочерения) ребенка из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранам труда; труженикам тыла; лицам, пострадавшим от политических репрессий; реабилитированным лицам; отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

– Как Вы оцениваете исполнение бюджета в 2020 году? Эта тема, напомню, вызвала горячее обсуждение на недавнем круглом столе в НС РД.

– Да, оно вызвало горячее обсуждение не только в Народном Собрании РД, но и на многих других площадках, в том числе в СМИ, Интернете. В депутатском корпусе и контрольных органах, среди специалистов и общественности была и остается озабоченность по поводу хода исполнения заданий бюджета. Еще в начале лета мы тоже обращали внимание на проблемные вопросы бюджета, в частности на выполнение за полгода менее 35% расходов бюджета от объема годовых заданий.

Заранее извиняюсь за обилие цифр далее, но тема того требует. Как известно, исполнение любого бюджета имеет две стороны – исполнение его по доходам и исполнение по расходам. Что касается суммарных годовых доходов республиканского бюджета, то в 2020 году (в соответствии с изменениями на октябрь) они составят 126,79 млрд рублей против 110,05 млрд рублей в 2018 году: прирост за год более 16,8 млрд, рублей (15,2%), в 2018 году прирост 11 млрд руб. Это будет очень хороший результат, если, конечно, не обращать внимания на то, что Дагестану для решения социально-экономических проблем уже сейчас нужен годовой бюджет – бюджет развития республики – для начала с объемом средств не менее 200-250 млрд рублей. На это можно было надеяться в близкой перспективе при сохранении сложившихся темпов роста доходов республиканского бюджета. Однако, эти надежды начинают ослабевать на фоне фактического положения с расходами текущего бюджета и проектом бюджета на 2020 год. Об этом далее.

Согласно годовым бюджетным заданиям 2020 года, собственные налоговые и неналоговые доходы суммарно не вырастут относительно результатов 2018 года, а, наоборот, снизятся на 8%, в том числе: налоги на прибыль и доходы уменьшатся на 11,7%; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации увеличатся на 3,8%; налоги на имущество уменьшатся на 18,3%; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, возрастут более чем в 2 раза.

Как и в прошлом году, основной прирост доходов республиканского бюджета запланирован за счет безвозмездных поступлений (дотаций, субсидий, субвенций и других трансфертов) из федерального бюджета – годовой прирост более 19 млрд рублей (23,4%) против 6 млрд рублей прироста в 2018 году.

Однако, судя по итогам 9 месяцев текущего года, запланированные доходы бюджета будут существенно превышены в части собственных налоговых и неналоговых доходов. По данным Министерства финансов РД, за этот период доходы республиканского бюджета составили 84,95 млрд рублей (рост на 110,6%), в том числе налоговые и неналоговые доходы 21,76 млрд рублей – (112,6%), безвозмездные поступления из федерального бюджета – 63,19 млрд рублей (110,0%).

Как видим, по бюджетным заданиям годовые собственные доходы запланированы ниже достигнутого уровня прошлого года на 8%, а по итогам 9 месяцев их поступило существенно больше, чем в аналогичном периоде 2018 г. По безвозмездным же поступлениям из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и другие трансферты) складывается обратная картина: их годовой прирост запланирован в 23,4%, а по итогам 9 месяцев их поступило только на 10,0% больше, чем в прошлом году за тот же период. Думается, что это создает дополнительные сложности в выполнении бюджета 2020 года.

Таким образом, плавно переходя к расходам бюджета, отметим, что суммарные расходы республиканского бюджета в 2020 году должны составить, как указывалось выше, 136,18 млрд рублей против 99,57 млрд рублей в 2018 году, что означает их прирост за год более чем на 36,6 млрд, рублей (около 36,8%). Это, конечно, тоже была бы впечатляющая картина (такого еще в обозримой ретроспективе не было), но, к большому сожалению, она кажется маловероятной. Причин тут много и на одну из их выше я указал – низкие темпы роста поступлений средств из федеральных источников: во-первых, по старой бюрократической привычке тянуть перечисление трансфертов до последнего, а, во-вторых, из-за недостаточной отладки процедур и механизмов финансирования известных 12 общефедеральных Национальных проектов.

Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства финансов РД, по итогам 9 месяцев текущего года расходы республиканского бюджета составили 75,38 млрд рублей или 55,3% от бюджетных назначений год. В том же периоде прошлого года аналогичные цифры составляли 70,58 млрд рублей и 66,88%, соответственно. По ряду ключевых направлений расходов бюджета показатели намного ниже: по разделу «Общегосударственные вопросы» за период выполнено 47,3% от годовых назначений; «Национальная экономика» – 41,9%; «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 35,5%; «Образование» – 52,4%; «Здравоохранение»- 32,1%… За оставшийся до конца года один квартал необходимо осуществить почти 45% расходов годового бюджета. Это нереально: в январе-сентябре 2020 г, по сравнению с таким же периодом прошлого года, удалось нарастить расходы на сумму всего около 5 млрд рублей. Поэтому есть обоснованные опасения о невыполнении бюджета республики текущего года по расходам на сумму 15-20 млрд рублей при пессимистическом сценарии развития событий.

– И наконец перейдем к проекту бюджета Дагестана на 2020 год. Каким он будет?

– Проект республиканского бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов уже внесен Владимиром Васильевым в Народное Собрание, и разворачивается его обсуждение в разных аудиториях и в разных форматах. Согласно пояснительной записке к нему, при подготовке проекта Правительство РД исходило из «базового» варианта прогноза социально-экономического развития республики. Под «базовым» вариантом, скорее всего, понимается вариант динамики соответствующих основных показателей, заложенный в принятой в начале этого года Программе деятельности Правительства РД на период до 2024 года. Краткую характеристику содержательной стороны этого документа я уже раньше давал для РИА «Дербент».

Как бы там ни было, проект бюджета на следующий год исходит из объема валового регионального продукт в объеме 719 808,2 млн рублей (103,7% к оценке 2020 года, в сопоставимых ценах), индекса потребительских цен в 103,1% и роста фонда заработной платы в 106,8%. Доходы проекта бюджета по основным источникам их формирования представлены ниже в таблице.

Доходы республиканского бюджета Республики Дагестан в 2019-2020 гг., тысяч рублей.

Общий объем доходов проекта бюджета запланирован ниже соответствующего показателя утвержденного бюджета текущего года (с изменениями на октябрь текущего года) – 98,84%. Однако, нет сомнений, что цифры еще изменятся по мере согласования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и уточнения собственных доходов республики. Поэтому на деталях отдельных составляющих проекта бюджета пока не будем останавливаться: по ним еще будут комментарии.

Собственные налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета прогнозируются с существенным ростом (более 114,0% к утвержденному бюджету текущего года), в том числе с ростом поступлений налога на доходы физических лиц (рост в 120,13%), акцизов (109,55%), налога на имущество организаций (117,27%), транспортного налога (167,0%). Как и раньше, в структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 38,0%, акцизы (ГСМ и алкоголь) – 26,9%, налог на прибыль – 16,6%, налог на имущество организаций – 10,6%.

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета проектом предусматривается в сумме 94 748 209,1 тысяч рублей в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год, в том числе: дотации – 68 338 673,8 тысяч рублей, субсидии – 12 798 929,8 тысяч рублей; субвенции – 10 998 789,8 тысяч рублей; иные межбюджетные трансферты – 2 611 815,7 тысяч рублей.

Таким образом, в представленном проекте бюджета пока не просматривается рост общих его доходов, как это было в 2018 -2020 гг., когда он был значительным. В качестве наиболее вероятного варианта этого стоило ожидать в условиях нерешенности фундаментальных системных проблем развития и социально-экономического роста, а также неспособностью сложившейся системы хозяйствования и управления беспроблемно освоить возросшие бюджетные средства. Без их решения нас ожидает определенный период стабилизации республиканского бюджета с целью его адаптации к сложившейся системе или, наоборот, – адаптации бюджета к системе. Об этом говорят также представленные Правительством РД цифры прогнозов доходов бюджетов 2021-2022 гг.: 120,2 млрд рублей и 122,7 млрд рублей, соответственно.

Расходы республиканского бюджета в 2020 г предусмотрены в сумме 129 902 173,7 тысяч рублей – меньше бюджетного задания текущего года на 6,3 млрд руб. Дефицит бюджета составит 4 579 229,1 тысяч рублей, – сокращается, по сравнению с текущим годом, почти в 2 раза.

Более подробно говорить об особенностях планируемого бюджета пока рано – цифры, как говорят, должны устояться, но основные тенденции стоит отметить для наглядности в форме таблицы.

Расходы республиканского бюджета Республики Дагестан в 2019-2020 гг., тысяч руб.

Явно видна тенденция формирования бюджета с сокращением затрат по тем направлениям, по которым исполнение бюджетных заданий 2020 года было наиболее проблематичным (см. выше): разделы «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика»; «Жилищно-коммунальное хозяйство»; «Образование». Исключением является раздел «Здравоохранение».

Руслан Махмудов
Фото в лиде: пресс-служба НС РД.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию