Уровень занятости населения России в 2019-2020 годах

Уровень безработицы в РФ – 2020. Статистика

Россияне не могут похвастать высокими зарплатами, но зато, если верить статистике, у нас фиксируется очень низкий уровень безработицы. Иными словами, найти работу при желании может каждый гражданин. Расскажем об этом подробнее в нашей статье.

В июне 2020 года Росстат сообщил об очередном падении уровня безработицы в России. Показатель составил рекордно низкие 4,4%. Предыдущий минимум был зафиксирован в мае 2020 и в сентябре 2018 года. Тогда уровень безработицы в РФ был на уровне 4,5%.

По данным Росстата, в июне 2020 года 3,3 млн россиян подпадали под описание безработных, если следовать методологии Международной организации труда. Если же считать безработных по российской системе, то получается гораздо меньше. В частности, в конце июня 0,9 млн россиян состояли на учете в органах службы занятости. Из них 0,7 млн имели статус безработного. Большинство граждан с безработным статусом получали пособие по безработице.

Впрочем, всем понятно, что подсчет безработицы лишь по количеству граждан, состоящих на учете, не будет отражать всей картины. Например, многие могут активно искать работу, но при этом предпочитают не обращаться за помощью к государству. Вместо пособия по безработице они используют займ без отказа или кредит наличными, понимая, что быстро вернут деньги, как только выйдут на работу.

Поэтому подсчет на основе методики МОТ является довольно популярным во многих странах мира. По этой методике специалисты замеряют численность безработных старше 15 лет и младше 72 лет по отношению к числу экономически активного населения.

Статус безработного получает лицо, которое удовлетворяет нескольким условиям. Во-первых, конечно, такое лицо не должно иметь работы или иного занятия, которое приносит доход. Во-вторых, необходимо, чтобы лицо находилось в поиске работы, то есть предпринимало действия, которые могут расцениваться, как желание трудоустроиться, в том числе обращение за помощью в госорганы, поиск вакансий через интернет, использование личных связей, попытки запустить дело. И, наконец, третий пункт гласит, что лицо должно быть готово в течение недели приступить к работе.

Источником информации о численности безработных выступают выборочные исследования населения, результаты которых потом распространяются на всю численность граждан. Сообщается, что в период одного месячного исследования специалисты опрашивают свыше 69 тыс. граждан в возрасте от 15 до 72 лет.

Уровень безработицы по месяцам (Росстат)

Февраль 2020 года

Декабрь 2018 года

Август 2018 года

Январь 2017 года

Декабрь 2016 года

Если смотреть ситуацию по регионам, то заметно, что лучшие показатели демонстрируют такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, где уровень безработицы не превышает 1,5%. Это говорит о том, что найти работу в данных регионах проще простого. Неудивительно, что многие граждане в поисках работы активно переезжают в указанные субъекты.

Уровень безработицы по отдельным регионам РФ (Росстат)

Отчетный периодУровень безработицы

В Росстате отмечают, что уровень безработицы среди сельских жителей, гораздо выше, чем среди городских. Если у жителей городского округа показатель составляет 3,8%, то вот граждане, которые живут в поселках и деревнях, сталкиваются с безработицей на уровне 6,5%.

Причины низкой безработицы

Если сравнивать уровень безработицы в России с ситуацией за рубежом, то получится, что нашим достижениям могут позавидовать многие государства. Правда, если копнуть глубже и понять причины, по которым у нас фиксируется столь низкий уровень безработицы, то картина будет уже не столь веселой.

А все дело в том, что снижается численность рабочей силы, при этом эти процессы уже приобретают лавинообразный характер. Например, в рамках свежего исследования РАНХиГС и Института Гайдара эксперты сообщили, что в первом квартале 2020 года рабочая сила в стране сократилась на 0,8 млн человек, если сравнивать с показателями аналогичного квартала прошлого года. Для сравнения, за весь прошлый год показатель сократился лишь на 0,1 млн человек.

В таких условиях у работодателей исчезает возможность для полноценного выбора, поэтому они все чаще готовы оформлять любых граждан, которые согласны работать.

Возможно, с точки зрения простого гражданина, которому сегодня проще устроиться на работу, складывающаяся ситуация несет в себе плюсы, однако для экономики страны позитива в этом мало, поскольку сокращение рабочей силы ведет к ограничению потенциального экономического роста. В последние годы экономика РФ показывает очень скромные темпы роста, которые для развивающейся страны являются крошечными, и, возможно, не последнюю роль в этом играет сокращение рабочей силы.

Рабочая сила в стране сокращается, а доля нетрудоспособного населения растет, что создает большую нагрузку на бюджет. Для решения этой проблемы и был недавно повышен пенсионный возраст. Подробнее об этом читайте в нашем материале «Пенсионный возраст в разных странах мира». Цель реформы не только в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, но и оставить на рынке граждан, которые сегодня бросают работать и выходят на пенсию. По мнению экспертов, только вовлекая на рынок граждан старшего возраста, мы можем хотя бы удержать на определенном уровне долю экономически активного населения.

Сравнение со странами мира

В Европе сегодня все спокойно в плане уровня безработицы. Например, в мае 2020 года уровень безработицы в странах, которые находятся в зоне евро, составил 7,5%. За год до этого показатель превышал 8%. Текущий уровень безработицы в еврозоне считается одним из самых низких за последние десять лет.

Самым низким уровнем безработицы могут похвастать Германия, Нидерланды, Венгрия, где показатель не превышает 3,4%. В Польше уровень безработицы составляет 5,4%, в Австрии – 6,5%.

Если говорить о странах, где ситуация с поиском работы оставляет желать лучшего, то нужно выделить Боснию и Герцеговину с показателем в 33%. Также сложности в этом направлении испытывают Греция (18,1%), Испания (13,6%), Италия (9,9%).

Уровень безработицы в США в мае 2020 года вышел на рекордно низкую отметку. Показатель составил 3,6%. Такого уровня не было с 1969 года, то есть в последние 50 лет.

Что касается ситуации в мире, то, по данным Международной организации труда, в 2018 году 3,3 млрд человек имели постоянную работу. Правда, как отмечают эксперты, многие занятые получали скудную зарплату и вынуждены были трудиться в очень сложных условиях. Таким образом, как подводят итоги специалисты, наличие работы еще не означает достижение высокого уровня жизни, поскольку часто работающие граждане остаются за чертой бедности.

С точки зрения гендерного распределения получается, что постоянную работу имеют меньше 50% женщин мира. Среди мужской половины человечества обеспеченность работой доходит до 75%.

Пособие по безработице

В России граждане, которые лишились работы, могут претендовать на пособие по безработице. С 1 января 2020 года размер пособия вырос, хотя все равно остается достаточно скромным. Так, максимальный размер составит 8 тыс. рублей. Если безработный является лицом предпенсионного возраста, то ему выплатят чуть более 11 тыс. рублей.

Для сравнения, в Греции безработные могут получать до 400 евро. В Великобритании поддержка безработных доходит до 500 евро. Испания, которая отличается высоким уровнем безработицы, находит средства для того, чтобы платить безработным пособие на уровне до 1100 евро.

Анализ занятости и безработицы в России 2020

Анализ динамики показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы в РФ

Показатели статистики труда, занятости и заработной платы как подраздела экономической статистики рассчитываются на базе первичной информации о деятельности хозяйствующих субъектов страны (предприятий, организаций, учреждений, физических лиц), которая формируется по источникам: как статистическими службами (http://www.gks.ru), так и другими ведомствами.

Показатель безработицы является основным индикатором определения системного состояния экономики и анализа ее результативности. Таким образом, проблема безработицы в России чрезвычайно актуальна, и поэтому она нуждается во всестороннем исследовании.

С развитием рыночных отношений в экономике России произошла структурная перестройка, что оказало существенное влияние на сферу труда и занятости. Возникла совершенно новая картина социальных и трудовых отношений, национальный рынок труда претерпел глубокие изменения.

Сфера труда имеет большое значение для экономического роста государства: от ее благоприятного развития зависит повышение эффективности всех видов деятельности и растет конкурентоспособность страны.

Открытость экономики в настоящее время серьезным образом воздействует на рынок труда: активизируются внешнеэкономические связи, возрастает влияние мировой миграции труда. Многие исследователи сделали предметом изучения пересмотр и переосмысление социальных и экономических отношений, которые претерпели изменения в последнее время. На первый план выходит необходимость совершенствования существующих форм и методологии государственного регулирования сферы труда.

Российский рынок труда отличается некоторыми особенностями. Основные характерные черты рынка труда в России заключаются в следующем: колебания экономической конъюнктуры рынок труда встречает изменением цены труда. При этом не происходит значительных колебаний в занятости и безработице, что позволяет обеспечить их стабильные уровни.

Основные тенденции развития российского рынка труда показаны на рисунке 1.

Как свидетельствуют данные, самый высокий уровень участия в рабочей силе отмечался в 2018 году, что было вызвано уменьшением численности населения, достигшего 15-72 лет, на 500 тыс. чел.

В 2018 году отмечался рост численности безработных на 374,5 тыс.чел. относительно 2017 года (рисунок 2).

Причиной роста количества безработных стал всемирный кризис. В 2017 году рынок труда не так сильно отреагировал на кризисные явления в экономике.

В 2016 году было зафиксировано рекордно низкое число безработных — 3,9 млн. чел. Наибольшее число людей, оставшихся без работы, пришлось на 2012 год – 5,5 млн. чел.

Естественная норма безработицы в последние годы снижалась. Удельный вес лиц, имеющих высокий риск безработицы, показывал устойчивое снижение (если в 2012 году таких лиц 20-24 лет было 18,3 %, то в 2020 году их стало 19,1 %). К этой категории относятся лица молодого возраста и те, кто имеет недостаточный уровень образования.

Удельный вес лиц, обладающих низким риском безработицы (лиц, имеющих дипломы ВУЗов), постоянно растет (это лица 25-29 лет). В 2012 году таких граждан было 13,6 %, в 2020 — уже 16,5 %.

В России, как и в любом другой стране мира, имеет место естественная безработица, к которой принято относить структурную и фрикционную безработицу. При этом фрикционная безработица связана с тем, что трудоспособные лица меняют свое место работы в целях улучшения трудовых условий.

Анализ причин безработицы в РФ

Основными причинами фрикционной безработицы в России является ликвидация предприятий, сокращение штатов и увольнение граждан по собственному желанию. В 2018 году по первой из перечисленных причин оказались в поиске работы 18,5 % фрикционных безработных, вторая причина обусловила наличие 24,86 % фрикционных безработных (таблица 1).

Таблица 1 — Причины незанятости безработных

РегионУровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет в 2018 году
Причины незанятостиКоличество человек, тыс. чел.Удельный вес, %
Всего безработные4243
Оставили прежние места работы78518,5
из-за:
— высвобождения, сокращения штатов, а также ликвидации организации, собственного бизнеса;
— увольнения по собственному желанию;1055,024,86
— окончания срока действия договора;169,03,98
— выхода на пенсию;1744,10
— изменения места проживания;882,07
— состояния здоровья;159,03,75
— личных обстоятельств;3929,24
— увольнения из армии;120,28
— других причин3177,47

Анализ безработицы по видам

Наибольшее количество фрикционных безработных (1255 тыс. чел.) искали работу более 12 мес. В 2020 году среднее время поиска работы составило 7,6 мес.

Имеется тенденция к увеличению числа безработных, становящихся таковыми по собственному желанию. Если таких людей в 2012 году было 1247 тыс. чел., то в 2020 году – 1055 тыс. чел. В возрастной структуре безработных по сокращению штатов преобладают лица, достигшие возраста 30-49 лет. Таких лиц в 2020 году было 393 тыс. чел. Среди этой возрастной категории больше всего граждан, которые уволились по собственному желанию (548 тыс. чел.). Всего безработных всех возрастов и по разным причинам нетрудоустроенных в 2020 году было 4243 тыс. чел.

Структурная безработица более продолжительна по времени и связана с изменениями в структуре экономики страны, повлекшими исчезновение и появление современных видов производств. В 2020 году наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди неквалифицированных рабочих (8,3 %). Уровень безработицы среди работников сферы торговли, обслуживания и охраны составлял 5,6 %. Среди квалифицированных рабочих уровень безработицы также высок и составлял 5,4 % (рис. 3).

Естественная безработица имеет место даже в том случае, если имеется равновесие на рынках. Причиной возникновения фрикционной безработицы являются временные затраты на поиск рабочих мест. Структура занятого населения в возрасте 15-72 лет, работающего за пределами своего субъекта Российской Федерации, по видам экономической деятельности в 2020 году представлена на рисунке 4.

Структурную безработицу вызывает ситуация, при которой интересы работодателей и работников не совпадают. Проведенные опросы среди работодателей свидетельствуют о том, что уровень подготовки и полученных компетенций выпускников не соответствуют предъявляемым требованиям. Нередко происходят ситуации, при которых выпускники, которые не удовлетворены предлагаемым им местом работы и оплатой труда, отказываются от работы по полученной специальности. Все эти обстоятельства приводят к недостаточной эффективности использования труда молодежи. Отсюда возникает проблема «перепроизводства» специалистов с высшим образованием с неудовлетворительным качеством подготовки .

На рисунке 5 представлены 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим уровнем безработицы в 2020 году.

Таким образом, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в Республике Ингушетия.

Проблемы безработицы в России

Сложная ситуация с трудоустройством молодежи возникает вследствие неправильных маркетинговых стратегий ВУЗов, направленных на запросы абитуриентов, желающих удовлетворить свои амбиции совершенно не считаясь с ситуацией на рынке труда и не принимая во внимание прогнозы ее изменения.

Ориентация на социальные стереотипы и на престиж высшего образования приводит к перекосам на рынке труда, вызванным избытком одних специалистов и недостатком других.

Доля индивидов, имеющих высшее образование в общей численности экономически активного населения, достигает в России 23 %. Только в Нидерландах, США и Норвегии данный показатель имеет значение выше, чем в нашей стране. В некоторых развитых странах, например, в Испании, Японии, Канаде и Великобритании высшее образование имеет значительный меньший процент населения.

Сложности с адаптацией после окончания ВУЗов вынуждают выпускников устраиваться на работу не по полученным специальностям, переквалифицироваться или выезжать из страны.

Нередко молодые специалисты с дипломами ВУЗов разочаровываются в низкой оплате труда и идут работать не по полученной специальности. Высшее образование в России универсальное, а не специальное. Ценность его состоит не в сумме знаний, слабо востребованных сейчас, а суммой компетенций, хорошо реализуемых в новой экономической структуре.

В России в основном преобладает скрытая безработица, которая в наибольшей степени имеет место на северо-востоке и Дальнем Востоке страны. Ситуация усугубляется тем, что жители данных регионов ищут работу самостоятельно и не доверяют службе занятости. Много людей из этих регионов задействованы в криминальной сфере.

Одной из основных проблем безработицы как социально-экономического явления является то, что в Российской Федерации в значительной степени несовершенна законодательная база. Это выражается в том, что на данный момент не разработано ни одного отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал безработицу. Одним из основных нормативных документов, на который опираются при изучении данного явления, выступает Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным.

Еще одной не менее важной проблемой безработицы является тот факт, что Россия находится в десятке государств, имеющих самый большой уровень риска, который имеет отношение к старению населения страны. По данным агентства Bloomberg, на одного пенсионера в России приходится 2,4 работающих. Если исходить из усредненных 65 лет, то на одного пенсионера приходится 5,1 работника.

В свете выявленных проблем можно предложить следующие направления реформирования сферы занятости:

— совершенствование законодательной основы сферы занятости;

— внедрение государственной программы стимулирования предприятий в приеме на работу выпускников ВУЗов страны;

— совершенствование механизма учета количества безработных;

— создание современного механизма мониторинга рынка труда.

— совершенствование российского законодательства о занятости.

— осуществление политики занятости должно предусматривать программы формирования рабочих мест, имеющих антикризисное направление

— повышение производительности труда.

— важнейшим направлением политики на рынке труда должно стать дальнейшее развитие структуры малого бизнеса.

Необходимо уходить от возрастных ограничений в приеме на работу. Это касается как молодых, так и зрелых специалистов.

В целях борьбы с безработицей необходимо финансово, инфраструктурно, кадрово и информационно укреплять региональные службы занятости. Необходимо переходить на страховые принципы борьбы с безработицей. Только в этом случае общество будет видеть, что государство имеет заинтересованность в рациональном функционировании рынка труда.

Перспективы занятости и безработицы в России

Снижению безработицы (в том числе естественного уровня) будет способствовать постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы (в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет – технологий в данной области).

Несмотря на снижение уровня безработицы, в условиях общего сжатия рынка труда (под воздействием уже отмеченного негативного демографического фактора), численность занятых снизится с 72,1 млн. человек в 2018 г. до 71,7 млн. человек в 2020 году.

В части оплаты труда работников бюджетного сектора после выполнения в 2018 г. обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2014 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2014 — 2020 гг.» и от 28 декабря 2014 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2020 — 2020 гг. для данных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранить достигнутые соотношения (заработной платы к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах).

Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение, начиная с 2018 г., ежегодной индексации на целевой уровень инфляции (4%).

С учетом замедления инфляции и текущей динамики ожидается, что реальная заработная плата в целом по экономике в 2020 г. продемонстрировала рост на 3,2%. В 2018 г. рост показателя будет пиковым в среднесрочной перспективе за счет целевых категорий бюджетного сектора, динамика ускорится до 4,1%. В целом за 2020 — 2020 гг. в условиях базового варианта реальная заработная плата в целом по экономике увеличится на 10,5%.

Прогноз величины прожиточного минимума на 2020 — 2020 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2014 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Реальные располагаемые доходы населения уже в текущем году могут продемонстрировать рост на 1,3%. Вслед за ускорением заработной платы, ожидаемым в 2018 г., реальные располагаемые доходы также продемонстрируют рост на 2,3% с дальнейшей стабилизацией динамики на уровне 1,1-1,2% в 2020 — 2020 гг. В целом за 2020 — 2020 гг. рост реальных располагаемых доходов населения может составить 6%.

В среднесрочной перспективе определяющими развитие рынка труда факторами будут являться нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности рабочей силы. В этих условий высокую важность приобретает политика, направленная на вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве (в первую очередь молодого поколения и женщин, имеющих малолетних детей, а также старшего поколения).

Так, в соответствии с планом мероприятий на 2018 — 2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. в прогнозном периоде будут реализованы меры, направленные на стимулирование занятости пожилых граждан, такие как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, развитие института наставничества.

Кроме того, планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2020 — 2020 гг. предусматривается совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

Также в прогнозный период предполагается реализация Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2020 – 2022 годы, в число мероприятий которой входит в том числе вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность.

Реализация указанных мер в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте на 3,1 млн. человек (с 83,7 млн. человек в 2018 г. до 80,6 млн. человек в 2020 г.) позволит частично нивелировать потери в совокупной численности рабочей силы: снижение составит около 1 млн. человек (с 76,3 млн. человек в 2018 г. до 75,3 млн. человек в 2020 г.).

В условиях ожидаемого экономического роста темпами, превышающими 2% в год в среднесрочном периоде, прогнозируется снижение безработицы с ожидаемых 5,2% в 2020 г. до 4,7% в 2020 г.

Выводы по анализу занятости и безработицы в РФ

Безработицей принято считать наличие той части экономически активного населения (то есть не пенсионеры, школьники, дети и т.д.), которая желает работать, но не может трудоустроиться.

Согласно Международной организации труда, безработным считается тот, кто одновременно не имеет работу, ищет работу и готов к ней приступить.

Отношение количества безработных к общему количеству экономически активного населения (в процентах) называется уровнем безработицы – один из основных показателей экономического развития страны. Например, тот факт, что в Зимбабве уровень безработицы составляет около 95%, а в Либерии – 85%, дает уже определенное понимание, что с экономикой этих стран все очень печально. В России уровень безработицы составляет около 5,2%.

Для того чтобы сдерживать уровень безработицы на низком уровне, государству необходимо осуществлять грамотную политику, способствующую повышению занятости населения.

В Российской Федерации для снижения уровня безработицы предлагаются следующие мероприятия:

— ограничение поступления миграционной неквалифицированной рабочей силы на государственный рынок труда, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению уровня заработной платы и привлечению трудовых ресурсов страны в те области производства, в которых чаще всего заняты мигранты;

— развитие кадровых отделов на предприятиях. Деятельность кадрового отдела должны быть направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, что даст возможность исключить сокращения персонала;

— стимулирование правительством предоставления работодателями рабочих мест для определенных групп населения (инвалидов, молодежи);

— активное формирование и развитие служб занятости и бирж труда.

Подводя итог, следует отметить, что безработица является одним из важных явлений, характеризующих уровень экономического развития страны. Относительно России, можно сказать, что динамика численности безработных в стране имеет отрицательный характер, что говорит о положительной тенденции данного показателя. Также стоит отметить, что государственная власть принимает активное участие в разработке программ и мероприятий, способствующих снижению показателя уровня безработицы

Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

26 декабря 2020

По итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2020 года составила 76,2 млн человек, из них 72,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн человек – как безработные (по критериям Международной организации труда). Уровень общей безработицы в ноябре 2020 года составил 4,6 %.

В конце ноября 2020 года на регистрационном учете в органах службы занятости состояло 664 тыс. безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,9 % от численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет, как и в ноябре 2018 года.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на 100 вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости) в целом по Российской Федерации снизился с 51 человека на 100 вакансий в конце ноября 2018 года до 50 человек на 100 вакансий в конце ноября 2020 года.

Обучение граждан старшего возраста

С 2020 года в рамках федерального проекта Федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

Участники мероприятий – граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

В реализации мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

Ежегодно, с 2020 года, мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них 50 тыс. человек – при содействии органов службы занятости населения, 25 тыс. человек – с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию должно быть охвачено не менее 450 тыс. человек.

Программные показатели 2020 года по обучению к настоящему времени перевыполнены. По состоянию на 1 декабря, заключены договоры на обучение 135,5 тыс. граждан предпенсионного возраста (180,6 % от запланированной численности 75 тыс. человек), направлены на обучение 129,3 тыс. граждан, закончили обучение – 93,2 тыс. граждан. 93,6 % закончивших обучение сохранили занятость или же были трудоустроены при содействии органов службы занятости. Это превышает запланированный показатель (ключевым показателем эффективности реализации программы является доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, в размере не менее 85 %).

Незанятым гражданам предпенсионного возраста, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, предусматривается выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда в месяц, увеличенного на районный коэффициент.

Объем финансового обеспечения реализации этого направления за счет средств федерального бюджета ежегодно составляет 5 млрд рублей, за весь период (2019-2024 годы) – 30 млрд рублей.

С 2020 года расширяется возрастная категория участников программы. С 2020 года профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотрено для граждан в возрасте 50 лет и старше, а также для граждан предпенсионного возраста, выходящих на пенсию досрочно.

Обучение женщин с детьми

С 2020 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» будет организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Данное мероприятие предполагает возможность для женщины по направлению органов службы занятости повысить свою квалификацию и вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место, или же переобучиться по профессии, востребованной на региональном рынке труда, чтобы трудоустроиться на работу, наиболее подходящую для совмещения с обязанностями по воспитанию ребенка.

Переобучение и повышение квалификации женщин с детьми будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда, профессиональной мобильности и обеспечит возможность совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями.

Мероприятием по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предлагается охватить: в 2020-2021 гг. – 40 тыс. человек; в 2022-2024 гг. – 50 тыс. человек. В результате к 2024 году мероприятиями по переобучению и повышению квалификации будет охвачено не менее 230 тыс. женщин с детьми.

Для женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предусмотрена выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент.

В 2020-2024 годах объем средств федерального бюджета на реализацию данного направления составляет 11,1 млрд рублей (в 2020-2021 годах – по 1,9 млрд рублей, в 2022-2024 годах – по 2,4 млрд рублей).

В настоящее время профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, реализуется в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов. В 2017 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование получили 17,9 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в 2018 году – 18,2 тыс. женщин.

Поддержка из федерального бюджета позволит обучить в 2,5 раза больше женщин с детьми, чем сейчас.

Трудоустройство инвалидов

По состоянию на 1 октября 2020 года, стабильную работу имеют 28,8 % инвалидов трудоспособного возраста. Принимаемые меры рассчитаны на увеличение их доли до 50 % к 2025 году.

По данным мониторинга, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь – сентябрь 2020 года составила 66,8 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2018 года.

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым введена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации. При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) организаций, работодателей.

В настоящее время Минтруд России разрабатывает законопроекты, направленные на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, в рамках которых в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. В качестве «пилотных» регионов выбраны Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Воронежская, Нижегородская, Орловская, Свердловская и Тверская области.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на второй квартал предшествующего года.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству и занятости инвалидов планируется регулировать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Средства фондов планируется направлять на:

  • организацию профессионального обучения и прохождение дополнительного профессионального образования инвалидов;
  • создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов;
  • мероприятия, связанные с сопровождением при содействии занятости инвалидов.

Пособие по безработице

Согласно постановлению Правительства России от 7 ноября 2020 года № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» сохранены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на уровне 2020 года: минимальная – 1 500 рублей; максимальная: для всех безработных граждан – 8 000 рублей, для лиц предпенсионного возраста – 11 280 рублей.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2020 год

Минтруд России подготовил постановление Правительства России от 3 декабря 2020 года № 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год».

Потребность на 2020 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с постановлением потребность на следующий год определена в размере 104 993 человека, что составляет 72,6 % от потребности на 2020 год. В таком же размере определена квота на выдачу приглашений на въезд в Россию и разрешений на работу для иностранных граждан.

Распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 96,5 % от потребности на 2020 год.

Привлечение иностранных работников позволит удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках для реализации инвестиционных проектов таких, например, как строительство космодрома «Восточный», газопровода «Сила Сибири», Западно-Сибирского нефтехимического комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины (проект ЗапСибНефтехим) и др.

Минтруд России также подготовил постановление Правительства России от 30 сентября 2020 года № 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».

В соответствии с документом сохранена допустимая доля иностранных работников в некоторых сферах экономической деятельности, установленная на 2020 год. Так, например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей в размере 50 %, но уже на всей территории Российской Федерации без исключения для каких-либо регионов.

Также на следующий год сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Норма не будет распространяться на территории Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы, а на территории Республики Дагестан составит 50 %.

Виды экономической деятельности

Ситуация на рынке труда РФ – 2020 в таблицах и графиках

В целом ситуация на рынке труда РФ в 2020 году остается стабильной. Уровень безработицы находится на крайне низком уровне. Найти работу можно, правда не всех устраивает размер зарплаты. Опираясь на данные Росстата, проведем полный обзор положения дел на отечественном рынке труда, уделив внимание не только численности рабочей силы, но и миграционным потокам, а также уровню доходов занятых.

Согласно последнему анализу ситуации на рынке труда от Росстата, сегодня в стране успешно осуществляют трудовую деятельность более 71 млн россиян. Число безработных составляет 3,7 млн человек.

Интересно, но далеко не все безработные спешат на биржу труда. Примерно каждый пятый из числа безработных решил встать на учет в службе занятости. И это при том, что всем зарегистрированным государство платит специальное пособие. Подробнее об этом читайте в нашем материале «Пособие по безработице в 2020 году в РФ и в мире».

С точки зрения уровня безработицы положение России можно назвать успешным. У нас показатель находится на уровне 4,9%. Например, согласно данным Eurostat, в июле 2018 года уровень безработицы в целом по ЕС составлял 6,8%, правда в некоторых странах значения сильно выбивались из средней картины. Так, в Греции показатель демонстрировал уровень в 19,5%, в Испании – более 15%, в Италии – свыше 10%.

Ситуация на рынке труда в феврале 2020 года (Данные Росстата)

ПоказательЗначение
Число занятых в возрасте 15 лет и старше71,5 млн чел
Число безработных в возрасте 15 лет и старше3,7 млн чел
Число безработных на бирже труда0,8 млн чел
Уровень безработицы4,9%

С точки зрения возраста наибольшую активность на рынке труда, как и следовало ожидать, проявляют граждане 30-39 лет. Менее всего на рынке труда представлены молодые граждане в возрасте 15-19 лет, а также граждане пенсионного возраста.

Распределение занятых по возрастным группам (Данные Росстата)

Возрастная группаДоля
15-19 лет0,50%
20-29 лет20,1%
30-39 лет28,1%
40-49 лет24,1%
50-59 лет21,7%
60-72 лет5,30%

Лучше всего ситуация с работой обстоит в таких экономических развитых регионах нашей страны, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область. Чукотский автономный округ также занимает ведущие позиции в рейтинге, поскольку здесь развита горнодобывающая промышленность и существенно не хватает работников, которые не торопятся в регион из-за сурового климата.

10 регионов с наименьшим уровнем безработицы (Данные Росстата)

РегионУровень безработицы на конец февраля 2020 года
Москва1,2%
Санкт-Петербург1,4%
Чукотский авт.округ1,8%
Московская область2,7%
Тюменская область3,1%
Республика Татарстан3,4%
Ивановская область3,5%
Калужская область3,5%
Самарская область3,6%
Хабаровский край3,7%

Наибольший уровень безработицы наблюдается в регионах Северного Кавказа, также с этим сталкиваются Республика Тыва, Алтай, Бурятия. Подробнее о ситуации мы писали в статье «Самые бедные регионы РФ – 2020».

10 регионов с наибольшим уровнем безработицы (Данные Росстата)

РегионУровень безработицы на конец февраля 2020 года
Республика Ингушетия26,3%
Карачаево-Черкесская Республика16,4%
Республика Тыва16,2%
Республика Дагестан14,2%
Чеченская Республика13,3%
Республика Алтай11,8%
Кабардино-Балкарская Республика11,7%
Республика Северная Осетия – Алания11,5%
Республика Бурятия9,9%
Забайкальский край9.8%

Регионы с наименьшим уровнем безработицы очень часто становятся центрами притяжения рабочей силы. Больше всего людей на работу выезжают в Москву, Подмосковье и в Санкт-Петербург. При этом, судя по всему, наибольший приток рабочей силы наблюдается из соседних регионов. Например, из Московской области много выезжают на работу в Москву, из Ленинградской области спешат трудоустроиться в Санкт-Петербурге.

Потоки миграции рабочей силы (Данные Росстата)

Больше всего въезжают на работу в:Больше всего выезжают на работу из:
МоскваМосковская область
Санкт-ПетербургЛенинградская область
Московская областьРеспублика
Башкортостан
Ханты-Мансийский
авт.округ
Чувашская
Республика
Ямало-Ненецкий
авт.округ
Тульская
область
Краснодарский крайВладимирская область
Тюменская областьОмская область

Больше всех получают сегодня работники сырьевых отраслей. Также неплохо устроились программисты, работники финансовой и страховой сферы.

Самая высокая средняя зарплата по отраслям (Данные Росстата)

НаправлениеРазмер средней зарплаты в первом полугодии 2018 года
Добыча сырой нефти и природного газа131 тыс. руб
Производство табачных изделий105 тыс. руб
Разработка ПО98 тыс. руб
Деятельность в сфере
финуслуг и страхования
97 тыс. руб
Производство кокса и нефтепродуктов97 тыс. руб

Самая низкая зарплат наблюдается у работников, занятых в производстве одежды, текстильных изделий, мебели.

Самая низкая средняя зарплата по отраслям (Данные Росстата)

НаправлениеРазмер средней зарплаты в первом полугодии 2018 года
Обслуживание зданий и
территорий
24 тыс. руб
Производство текстильных изделий23 тыс. руб
Производство кожи и изделий из кожи22 тыс. руб
Производство мебели22 тыс. руб
Производство одежды19 тыс. руб

Если с безработицей у нас в стране все в порядке, то вот размер зарплат остается неудовлетворительным. Именно поэтому реальные доходы населения уже несколько лет подряд снижаются. Иными словами, номинально зарплаты могут расти, но из-за одновременно увеличивающихся расходов на обязательные платежи денег в распоряжении остается все меньше и меньше. В результате чего граждане вынуждены регулярно оформлять займы на карту,а также беспроцентный кредит, чтобы протянуть до очередной зарплаты.

Какую зарплату получают работники организаций? (Данные Росстата)

Размер начисленной зарплатыДоля работников в апреле 2017 года
250 тыс. руб +0,5%
100-250 тыс. руб4,0%
75-100 тыс. руб4,3%
50-75 тыс. руб12,1%
40-50 тыс. руб10,1%
25-40 тыс. руб26,0%
до 25 тыс. руб43,0%

И, наконец, пару слов о структуре денежных доходов населения. Почти половина дохода граждан – это зарплата. Примерно пятую часть своего благополучия граждане черпают из социальных пособий. Это достаточно высокая цифра, которая показывает, что без поддержки государства доходы граждан были бы существенно меньше.

Как Правительство РФ развивает рынок труда и занятости в 2020 году

Краткое содержание:

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил чиновникам провести анализ доходов россиян и внести предложение по их увеличению. Одним из пунктов анализа, несомненно, будет рынок труда и занятости. Предлагаю рассмотреть, какими мерами государственной поддержки может воспользоваться каждый россиянин и эффективность их реализации.

Проблемы и меры развития рынка труда и занятости в России

Развитие экономики в мире обостряет конкуренцию на рынке квалифицированной рабочей силы. Можно выделить следующие проблемы в России.

Так, в западноевропейских странах имеются негативные демографические тенденции, которые стимулируют рост спроса на работников из государств – участников СНГ, в том числе из Российской Федерации. Такая конкуренция влечет к повышению требований – к заработной плате, социальным льготам и гарантиям, безопасным условиям труда и т. д.

Другой проблемой является снижение численности населения в трудоспособном возрасте (по прогнозам специалистов, за 2007–2020 годы – более чем на 10 %).

Результаты мониторинга подтверждают, что меры, применяемые государством, не справляются недостатком квалифицированных кадров.

Государством законодательно закреплены меры по развитию занятости. К основным мерам можно отнести:

1. повышение размеров пособия по безработице: в размере от 1500 до 8000 руб. для граждан и до 11 280 руб. для предпенсионеров;

2. повышение МРОТ в целом по России до 11 280 руб.;

3. ежегодная индексации заработной платы бюджетников и работников частных компаний;

4. повышение мобильности трудовых ресурсов – содействие безработным гражданам (и безработным с семьей) в переезде в другой регион для трудоустройства по направлению органов службы занятости. Планируется оказать такую помощь более чем 900 человек. На территории Дальневосточного федерального округа увеличен размер финансовой поддержки на каждого привлеченного работника с 225 000 до 1 млн рублей на основании решения руководителя субъекта РФ. В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России»;

5. развитие охраны труда;

6. совершенствование мер надзора за соблюдением трудового законодательства;

7. установление порядка выплаты компенсации в случае утраты зарплаты, не выплаченной работодателем, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);

8. утвержден паспорт федерального проекта «Поддержка занятости и повышения эффективности рынка труда для обеспечения производительности труда». Цель проекта – поддержка занятости населения за счет обучения 99 800 работников предприятий – участников национального проекта и модернизации инфраструктуры занятости населения в субъектах РФ к 2024 году;

9. привлекаются иностранные рабочие.

А также регулярно вносятся предложения по повышению удобства регулирования труда и занятости в России для граждан. В регионах могут действовать и дополнительные меры.

Краткие итоги деятельности органов службы занятости за 2018 год

По данным Росстата, в декабре 2018 года численность рабочей силы составила 76,3 млн человек (или 52 % от общей численности населения страны), в их числе 72,6 млн человек работали и 3,7 млн безработных.

Мониторинг Минтруда от 25 февраля 2020 года указывает на улучшении ситуации на рынке труда в целом по России в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Уровень безработицы в декабре 2018 года составил 4,8 % (годом ранее – 5,1 %).

Самый низкий уровень безработицы – в Центральном федеральном округе (2,9 %), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (10,7 %).

Высокий уровень трудоустройства граждан в Липецкой области (88,8 %), Чувашской Республике (86,5 %), Республике Дагестан (84,2 %), Красноярском крае (83,9 %), Еврейской автономной области (83,8 %), Тюменской (81,9 %), Ростовской (81,7 %), Белгородской, Саратовской (81,4 %) областях.

Относительно высокие показатели открывших собственное дело граждан в г. Севастополе (6,0 %), Республике Крым (3,9 %), Ханты-Мансийском автономном округе (3,7 %), республиках Бурятия (3,6 %), Карелия (2,7 %), Сахалинской (2,3 %), Калужской, Тюменской (2,1 %) областях.

Низкий уровень активности по трудоустройству безработных в республиках Марий Эл, Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике, Амурской, Магаданской областях, Чукотском автономном округе, г. Байконуре.

Кроме того, не оказывался ряд государственных услуг безработным в республиках Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике.

Уровень безработицы и активности трудоустройства показывают эффективность применения мер государственной поддержки в регионах. Доступности государственных услуг имеют региональные различия. Это доказывает необходимость введения новых мер.

Итак, Россия нуждается во внедрении эффективных мер политики на рынке труда и занятости, которые будут способствовать сокращению безработицы граждан и поддерживать работодателей.

Спасибо за внимание!

Вы можете узнать:

Как получить помощь государства в размере 225 000 руб. тут

Какие ошибки в трудовой книжке лишат будущей пенсии или новой работы тут

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Парадоксально низкая безработица

Внешне все благополучно

Количество официально безработных в России в августе 2020 года снизилось на 106 тыс. человек по сравнению с июлем текущего года и составила 3 млн 258 тыс. человек. Таковы свежие данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Это означает, что уровень безработицы составляет 4,3%. В июле было 4,5%, в январе-феврале — 4,9%.

При этом в качестве безработных в органах службы занятости населения, по данным Роструда, зарегистрированы 0,7 млн человек, напоминает Finmarket. 0,6 млн человек получали пособие по безработице.

Численность рабочей силы в стране, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы в возрасте 15 лет и старше, в августе 2020 года составила 75,7 млн человек, или 52% от общей численности населения. При этом всего лишь 31,9 млн человек, или 44,2% составляли штатные (без учета совместителей) работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. По совместительству и по договорам гражданско-правового характера там же трудились еще 1,3 млн человек (в эквиваленте полной занятости).

Если смотреть по последним трем годам, то статистически безработица действительно медленно ползет вниз. Как считает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, причина этого в том, что бизнес и домохозяйства окончательно адаптировались после девальвации и санкций 2014 года, и их жизнь начинает входить в нормальную колею, с более низким уровнем жизни, но более стабильными, прогнозируемыми доходами. Рост политической активности населения тоже косвенно говорит в пользу этого тезиса: уровень жизни наконец позволяет им немного рисковать и выходить протестовать, зная, что за этим может последовать административный арест.

С другой стороны, продолжает эксперт, разница между 4,3% и 5% безработицы несущественна, это может объясняться сезонностью или статистической погрешностью, 4-5% — это все равно та самая NAIRU, non-acelerating inflation rate of unemployment, безработица, не ускоряющая инфляцию, или, другими словами, базовая безработица, возникающая в силу естественных причин и процедур трудоустройства, которую почти нельзя уменьшить далее. Это та безработица, которая возникает в силу сезонности некоторых видов деятельности, например, в сельском хозяйстве, которая возникает в силу циклов в экономике, в силу необходимости циклического переобучения сотрудников.

Можно сказать, указывает Алексей Антонов, что безработица до 5% — это наиболее возможная полная занятость в капиталистической экономике, и благодарить за нее нужно макрорегуляторов в лице ЦБ, Минфина, Минтруда. Она упускает из виду, конечно, огромный серый неформальный сектор занятости, но, получается, даже при наличии этого серого сектора. наша система социального обеспечения, биржи труда все равно охватывают почти все работоспособное население и где-то платит им пособия, где-то помогает найти «белую» занятость.

По мнению же начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян, низкая безработица в условиях экономической стагнации говорит о ещё одной структурной проблеме в экономике: большинство работников трудится крайне неэффективно, либо на должностях с априори низкой производительностью труда, либо — в госсекторе. В России именно последний случай наиболее актуален, считает он.

Одних только чиновников у нас в стране почти 2 млн, говорит эксперт. Если взять военных и правоохранительную систему, то есть в целом силовиков, цифра вообще доходит до 6 млн, а это почти 10% трудоспособного населения. Если ещё прибавить сюда различные госкомпании и госслужбы, которые дают крайне низкую добавленную стоимость в экономике, то получится уже больше 20 млн.

Из-за этого возникает ещё один парадокс, продолжает Нарек Авакян —в условиях стагнации экономики многие отрасли испытывают дефицит кадров, из-за чего частный бизнес, который ещё остаётся в стране (его доля сокращается почти каждый год с 2012 года), сталкивается с ещё одной проблемой в развитии. То есть в российской действительности, к сожалению, снижение безработицы никоим образом не означает улучшение социально-экономической ситуации, заключает он.

Ссылка на основную публикацию