Языки стран и народов СНГ

Русский язык в странах СНГ

После развала СССР в 1991 году образовалось 15 независимых государств, которые стали выстраивать свою политическую жизнь так, как считали нужным. Кто-то переориентировался на связи с западными странами (Прибалтика), некоторые остались в близких отношениях с Россией.

Русское население в бывших странах СССР

Независимо от того, какую политическую ориентацию заняли вышедшие из Союза государства, их по-прежнему связывает большое количество русскоговорящих людей. Тех, кто использует как средство повседневного общения русский язык.

Сколько людей с мире владеют русским языком как родным

При существовании Российской империи русские расселились во многих частях ойкумены, став коренным населением, а за время СССР жили в 15 республиках. Количество русского населения в странах бывшего Союза представлено в таблице (приведены данные 2017 года в процентных отношениях в порядке убывания).

МестоСтранаПроцент от всего населения
1Россия78 %
2Латвия28 %
3Эстония25,5 %
4Казахстан20 %
5Украина17,5 %
6Беларусь9 %
7Кыргызстан6 %
8Литва5,7 %
9Молдова4 %
10Туркменистан3,5 %
11Узбекистан3 %
12Азербайджан1,2 %
13Грузия0,7 %
14Армения0,4 %
15Таджикистан0,3 %

Как видно из этой таблицы, основное количество русских проживает в странах за пределами Содружества, где их права и возможность пользоваться своим языком жестко ограничены.

Статус русского языка в странах СНГ

Как свидетельствует практика, пока русский язык как на просторах СНГ, так и стран Балтии продолжает оставаться языком межнационального общения. В ближайшей перспективе, если страны бывшего СССР, бывшие соотечественники не станут искусственно изолироваться от России по примеру Украины, он таковым и останется.

Сколько русских проживает на территории бывших республик

Представить английский или, например, язык Узбекистана хорошей альтернативой русскому очень сложно. Каков статус русского языка в странах — бывших республиках Союза — отражено в таблице.

СтранаКакой язык государственныйКак определяется статус русского языкаЕсть ли закон о статусе русского языка
АзербайджанАзербайджанскийДля общения между нациямиДля общения между нациями
АрменияАрмянскийДля общения между нациямиДля общения между нациями
БеларусьБелорусский и русскийГосударственный языкНа основании референдума 1995 г.
ГрузияГрузинскийДля общения между нациямиНикаких законов нет
КазахстанКазахскийОфициальныйСтатус русского языка закреплен в конституции страны
КыргызстанКыргызскийОфициальныйНа основании статьи в конституции
ЛатвияЛатвийскийЯзык иностранных гражданНикаких законодательных оснований нет
ЛитваЛитовскийДля общения между нациямиЗакона, обосновывающего эту позицию государства, нет
МолдоваРумынский (молдавский)Для общения между нациямиЗакона нет
ТаджикистанТаджикскийДля общения между нациямиТакое положение закреплено в конституции
ТуркменистанТуркменскийДля общения между нациямиЗакреплено в конституции и есть закон о языке от 1990 г.
УзбекистанУзбекскийДля общения между нациямиНет законодательных актов, определяющих статус языка
УкраинаУкраинскийНе определенВне закона, хотя есть отсылка на Европейскую Хартию 2003
ЭстонияЭстонскийНе определенЗаконодательных актов нет

Как видно из таблицы, в очень немногих странах бывшего Союза русский язык стал законодательно закрепленным в системе общения на юридическом уровне. И только одна признала его вторым государственным языком — Беларусь. Для граждан СНГ их правительства как-то пытаются определить статус языка, но довольно беспомощно.

Статус русского языка на территории бывшего СССР

Однако надо учитывать такое обстоятельство: все статистические данные составляются на основании официальных переписей населения, где есть обязательная графа, в которой надо указать национальную принадлежность. Но одно дело принадлежность, другое дело — язык, на котором человек говорит и думает. Поэтому проблемы русского языка в странах СНГ гораздо глубже.

С точки зрения владения русским языком как средством повседневного общения, мы имеем следующие цифры на 2020 год:

  • Беларусь — 96 %.
  • Украина — 65 %.
  • Казахстан — 63 %.
  • Кыргызстан — 40 %.
  • Молдова — 20 %.

В остальных странах употребление русского на бытовом уровне очень низкое и в основном прибегают к использованию языков стран СНГ. Понятно, что зависимость от языка ближайшего соседа может быть губительна для развития собственного государства.

Но при этом тот же узбекский язык для стран СНГ не особенно актуален, как и таджикский, армянский и др. Хотя внутри страны общая политика узбекских властей по отношению к русскоязычным и желание перевести свой язык на латиницу говорят сами за себя.

Основные проблемы

На всем пространстве СНГ языки народов стали средством политических манипуляций элит вновь образованных государств. В особенности это касается русского языка. Тем более известно, что электорат, выросший в определенной языковой среде, очень легко настроить отрицательно по отношению к России.

Из вышеприведенных данных видно, что статус государственного языка из всех республик бывшего СССР только в Беларуси стал реальностью. Не лучше обстоит дело и с образованием: русский постепенно вытесняется из этой сферы. Вот как обстоит дело со школами, где обучение ведется на русском языке:

  • Беларусь — 75 %.
  • Казахстан — 41 %.
  • Украина — 25 %.
  • Кыргызстан 23 %.
  • Молдова — 21 %.
  • Азербайджан — 7 %.
  • Грузия — 5 %.

График популярности русского языка по странам

Видно, что доля русского языка в странах СНГ стремительно сокращается, и намечаются основные проблемы:

  • Резкое сокращение за последнее десятилетие русского населения в странах СНГ: с 30 млн до 17 млн человек. Это связано с естественной смертностью, снижением уровня рождаемости, миграцией русского населения.
  • Все меньше молодежи использует русский язык в повседневном общении, так как нет в этом необходимости.
  • Целенаправленная политика некоторых государств, например, Туркмении, где при трудоустройстве на работу или приеме в вуз требуется обязательное знание титульного языка.
  • Низкий уровень преподавания языка в ряде стран (Армении, Таджикистане).
  • Осознанная политика вытеснения русского языка из всех сфер культурной деятельности: кино, театра, книгопечатания, СМИ, литературы.

Русский язык продолжает оставаться языком межнационального общения на постсоветском пространстве.

Но стратегия политических элит многих стран бывшего Союза ведет ко все большему разрыву и удалению языка из повседневности.

Эти элиты стремятся вырваться из-под влияния русскоговорящего мира, чтобы присоединиться к другим мировым языковым сегментам, прежде всего, англоязычным. А в странах Средней Азии и к арабоязычным по религиозному принципу.

Все это чревато для России тем, что на своих границах, она будет иметь чуждые, а в некоторых случаях враждебные, государства. Поэтому российское правительство предпринимает следующие усилия, чтобы выправить ситуацию:

  • В 2000 году создан фонд Бориса Ельцина с целью распространения русского языка во всем мире. В 2007 году, чтобы популяризировать русский язык в других странах, был создан еще один специальный фонд «Русский мир».
  • В 2011 году принята программа «Русский язык», направленная на подготовку большего количества преподавателей русского языка для иностранцев, а также распространение учебников. На эту программу было выделено почти три млн рублей (для того времени это была колоссальная сумма).
  • В 2014 году при президенте России создан Совет по русскому языку, который должен готовить предложения о том, как поддержать язык в странах СНГ. А также в государствах, не входящих в это образование, в которых проживает довольно много русских, испытывающих притеснения со стороны властей в языковой сфере.

Пока русский язык остается средством межнационального общения на пространстве, где некогда существовал СССР. Но как показывает статистика, стремительно развиваются процессы вытеснения его из повседневной жизни обычных людей.

Языковая политика стран СНГ: положение русского языка

На постсоветском пространстве языковой фактор играет не только роль средства этнической идентификации, но и инструмента реализации интересов политических элит. В регионе идет процесс закрепления доминирующих позиций титульных языков. Часто это происходит в ущерб позициям русского языка и, как следствие, приводит к ущемлению прав русскоговорящего населения. Только Белоруссия придала русскому языку статус государственного. В Кыргызстане, Казахстане и Южной Осетии он является официальным языком, а в Молдавии, Таджикистане и на Украине – языком межнационального общения. В Грузии и Армении статус русского языка формально не определен (фактически имеет статус иностранного языка). В сфере образования на русском языке обучаются 75% детей в Белоруссии, 41 % – в Казахстане, 25 % – на Украине, 23 % – в Кыргызстане, 21 % в Молдове, 7 % в Азербайджане, 5 % – в Грузии, 2 % – в Армении. При этом в большинстве стран СНГ (за исключением, Беларуси и Казахстана) в школьных учебных планах активно сокращается число часов, отведенных на изучение русского языка, не издаются учебные пособия на русском языке, что снижает возможности его изучения как для русскоговорящих, так и для носителей титульного языка.

Фактические позиции русского языка позволяют разделить страны СНГ на три категории. В первую вошли страны, в которых на русском языке говорит более половины населения. В семье говорят преимущественно на русском в Белоруссии (96 %), Украине (65 %) и Казахстане (63 %), а вне дома (на работе и в общении с друзьями) его используют от 59% (Украина) до 95 % (Белоруссия) населения. Вторую группу входят страны, в которых около 1/4 населения считают русский родным, значительная часть владеет русским при доминировании титульного языка, где на русском языке разговаривают дома от 20% до 40% (Кыргызстан, Молдова). Третью категорию стран составили Армения, Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Таджикистан, где русским владеют менее 30 % населения, и он почти не используется в бытовом и повседневном общении.

На постсоветском пространстве наблюдается снижение доли владеющих русским языком среди молодежи. Это связано с двумя основными факторами. Первая причина состоит в серьезном сокращении (за исключением Беларуси и Казахстана) количества часов, отводимых на изучение русского языка в образовательных учреждениях, а во многих школах он оставлен лишь для факультативного изучения. На русский язык в образовательных заведениях СНГ приходится в 20 раз меньше часов, чем на иностранные языки. Вторым фактором является демографическая ситуация в странах СНГ: доля русских за последние 20 лет снизилась с 30 до 17 млн. человек, что связано не только с переездом в Россию и другие страны, но и с понижением рождаемости в русскоязычной среде. Важную роль играет и фактор смены самоидентификации русскоязычного населения в связи с необходимостью адаптации к новой социокультурной реальности, так как во многих странах при поступлении в вуз или на работу требуется знание языка титульной нации.

Подходы к использованию русского языка существенным образом различается в странах с малой и большой русской диаспорой. Если в Белоруссии (русских – 9% населения), Казахстане (24 %), Украине (17%) и Молдове (6%) существуют достаточно широкие возможности для получения высшего образования на русском языке, то Туркменистане (2%) запрещена даже реклама российских образовательных услуг. В Азербайджане (1,5%), Грузии (1,5%) и Таджикистане (1%) русский язык сдает свои позиции из-за низкого уровня его преподавания в школах и вузах. В Армении, напротив, при устройстве на работу сугубо желательно знание русского языка, а в школах он входит в число обязательных предметов.

В ряде стран СНГ существует неофициальная стратегия, направленная на устранение русского языка из средств массовой информации, литературы и культурного пространства. В Азербайджане, Туркменистане и на Украине значительно уменьшаются тиражи русскоязычных печатных изданий и объемы теле- и радиовещания на русском языке. Такая языковая политика стран СНГ таит в себе угрозу для развития этих государств. Маргинализация русского языка препятствует сотрудничеству в научно-технической и образовательной сферах, т.к. большая часть научной информации поступает именно из русифицированных источников, а их перевод на титульные языки практически не осуществляется.

Стремление России развивать изучение русского языка в странах ближнего зарубежья зачастую воспринимается как нео-имперские амбиции. Несмотря на это, Россия продолжает наращивать усилия по укреплению позиций русского языка за рубежом. В 2011 году была принята Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 – 2015 годы, общий объем финансирования которой составил 2 526,66 млн. рублей. Программа направлена на увеличение числа преподавателей русского языка как неродного и иностранного, увеличение числа учебников русского языка и литературы, расширение круга участников культурно-просветительских мероприятий и т.д.

В целях содействия развитию русского языка за рубежом в 2000 году был создан Фонд первого Президента России Бориса Ельцина, который при содействии МИД России и Фонда содействия развитию культурных центров за рубежом ведет работу по распространению русского языка путем распространения учебников русского языка и литературы, российских географических и политико-административных карт и т.п. В 2007 году был создан Фонд «Русский мир», основными целями которого выступают популяризация русского языка и поддержка программ изучения русского языка за рубежом.

В начале июня 2014 года был образован Совет при Президенте по русскому языку, в задачи которого в числе прочего входит подготовка предложений по определению приоритетных направлений и механизмов развития, защиты и поддержки русского языка за рубежом, укрепление его позиций в мире, расширение географии и сфер его применения, поддержку русскоязычных сообществ заграницей.

Перечисленных мер недостаточно – необходимо расширение обучения студентов из стран СНГ в российских вузах и достижение политического консенсуса о статусе языка с руководством постсоветских республик. Но главные мотивы к сохранению русского языка будут по прежнему связаны с потребностями поддержания экономических связей и привлекательности российской культуры и коммуникационного пространства. В конечно счете – с успешностью России как государства.

Что такое СНГ — расшифровка, состав (какие страны входят) и суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аббревиатура «СНГ» звучит в выступлениях государственных деятелей, упоминается в выпусках новостей.

У большинства она ассоциируется с объединением наподобие СССР, только непонятным и малоперспективным.

Знать, что такое СНГ – это значит понимать события, происходящие в мире, умело поддерживать интеллектуальные беседы, при желании – прокладывать нескучные туристические маршруты. Как раз тот случай, когда знания – сила.

СНГ — что это (расшифровка)

Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.

Несмотря на то что СНГ стало в некотором роде наследником Советского Союза, оно не является государством. Это межгосударственная организация, форма взаимодействия независимых стран в значимых областях международного общения.

Аббревиатура СНГ имеет и другую расшифровку: Содружество непризнанных государств, или СНГ-2. Это объединение сформировалось в 2000 году с подписанием в Тирасполе договора между Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорно-Карабахской республикой. Ранее (до 1995 года) в этот блок входили Республика Сербская и Сербская Краина.

Какие страны входят в СНГ (список на 2020 год)

Содружество не стало копией СССР, ибо не все республики вошли в его состав. Грузия и 3 Прибалтийские страны с самого начала не поддержали идею объединения. Ниже перечислены страны СНГ, список на 2020 год:

  1. Азербайджан
  2. Армения
  3. Белоруссия
  4. Казахстан
  5. Киргизия
  6. Молдавия
  7. Россия
  8. Таджикистан
  9. Туркмения
  10. Узбекистан

Ну а если если использовать полные названия государств, то этот список будет выглядеть так:

Карта СНГ не оставалась постоянной. Например, до 2009 года в числе прочих стран на ней была Грузия. В 2018-м закрыла свое представительство Украина.

Туркменистан, нератифицировавший Устав СНГ, является ассоциированным членом (подразумевается участие не во всех видах деятельности).

Украина в СНГ — это спорный статус

С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но выходить, по сути, было неоткуда. Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником.

В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил.

Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране.

Символика Содружества Независимых Государств

У Содружества имеется уникальная эмблема – круг синего цвета с белой и серой полосами по краям (см. рисунок ниже). Внутри него изображена белая фигура из вертикальных полос. В верхней части они трансформируются в концентрические элементы, расходясь вправо и влево. Сверху расположен небольшой круг золотого цвета.

Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина (см. на рисунке выше).

Как образовалось СНГ: шаг за шагом

Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России (Б.Ельцин), Украины (Л.Кравчук) и Беларуси (С.Шушкевич) подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. В нем говорилось о прекращении существования СССР и создании СНГ.

Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал.

Сторонники иного мнения рассматривают беловежские события как преступный заговор с целью получить власть, ведь по итогам всесоюзного референдума 1990 года 76,5% населения высказались за сохранение СССР.

Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так:

  1. В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Ратификации Верховным Советом РСФСР, состоявшейся 12 декабря, оказалось недостаточно: по Конституции для этого требовалось созвать Съезд народных депутатов РСФСР. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации.
  2. 21 декабря 1991 года руководители республик, в недалеком прошлом входивших в СССР (кроме 3-х Прибалтийских стран и Грузии), провели встречу в Алма-Ате. Они выработали декларацию, отразившую принципы и цели деятельности СНГ.
  3. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
  4. В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия (ее членство прекратилось в 2009 году), в 1994-м – Молдова.

Главной целью образования СНГ было преодоление республиками, переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР.

Органы управления Содружеством

Высший орган объединения – Совет глав государств СНГ. Он собирается 2 раза в год и решает важнейшие моменты, касающиеся деятельности союза.

Страны СНГ, список которых, если не считать ситуацию с Украиной, в последние годы не изменяется, в порядке очередности председательствуют в Содружестве. 2020-й – год председательства Туркменистана.

Деятельность СНГ координирует целый ряд советов, Межпарламентская ассамблея и Экономический суд. Есть еще около 70 органов, координирующих отраслевое сотрудничество.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На постоянной основе работает Исполнительный комитет СНГ. Его штаб-квартира располагается в г.Минске. С 2007 года исполком возглавляет Сергей Лебедев.

Деятельность СНГ

Сразу после образования Содружества его основная деятельность была направлена на организационные моменты и на интеграцию в отраслях, где распад СССР привел к особенно неблагоприятным последствиям (связь, транспорт, поставки энергоносителей и т.д.). Начиная с 1996 – 1997 годов, взаимодействие строилось с учетом новых реалий.

Взаимодействие в СНГ строится на основе гибких механизмов. Учитывается разный уровень готовности стран к сотрудничеству, они задействованы в интеграционных процессах исходя из национальных интересов.

База взаимодействия между участниками объединения – многосторонние и двусторонние соглашения в различных сферах. Один из наиболее значимых – договор о зоне свободной торговли, заключенный в 2011 году.

СНГ сегодня

Основные векторы развития СНГ в 2020 году – это улучшение демографической ситуации, борьба с нетерпимостью (национальной, религиозной), унификация (что это?) основ налоговой, финансовой систем, развитие товарооборота, активная внешняя политика.

В центре внимания остается экономическое сотрудничество, ведь и не все участники СНГ одинаково развиты в этом отношении.

По прогнозам МВФ, в 2020–2020 годах в СНГ ожидается рост экономики на 2,2 – 2,3 процента.

Серьезных масштабов достигла трудовая миграция в пределах СНГ, особенно в Россию. Для Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы денежные переводы их граждан, работающих в России, – важный источник материальной поддержки.

Поэтому актуальным направлением стало создание условий для приема и адаптации мигрантов, меры поддержания безопасности.

Резюме

Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

Однако есть и положительные результаты.

СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

Обучение в ВУЗах, туризм, трудовая миграция в пределах Содружества, равные права на охрану здоровья и пенсионного обеспечения – это преимущества, которыми пользуется сегодня население стран СНГ.

Интеграция в рамках СНГ происходит не так быстро, как хотелось бы, и преграды пока существуют. Однако маленький забор выглядит не так безнадежно, как высокая, неприступная стена, а диалог всегда лучше вражды.

Список стран СНГ в 2020 году

В СНГ входит 11 республик бывшего Союза. Стать ее членом может любое государство, разделяющее цели и принципы содружества и принимающее на себя обязательства. За 28 лет существования организацию покинула добровольно только одна Грузия, однако не исключено, что в скором времени к ней присоединиться Украина.

Что это такое?

СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.

Первоначально участниками были все республики Союза кроме стран Прибалтики и Грузии. В 1993 году к ним присоединилась Грузия.

На 2020 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик). Суммарная численность населения стран объединения составила 281,1 млн. человек. Самые густонаселенные страны: Россия, Украина и Узбекистан (на их долю приходится около 80% населения СНГ). Взаимодействие страны осуществляют через уставные органы организации.

Список стран на 2020 год

  1. Россия;
  2. Казахстан;
  3. Беларусь;
  4. Таджикистан;
  5. Узбекистан;
  6. Армения;
  7. Кыргызстан;
  8. Азербайджан;
  9. Молдова;
  10. Украина;
  11. Туркменистан (ассоциированный член).

Карта стран СНГ

СНГ на карте мира

Бывшие страны-участники

В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.

Страны со спорным участием

Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.

С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.

Украина официально не является государством-членом Содружества. У этой страны статус участника и основателя СНГ.

Кто хотел вступить в содружество

В 2008 году о своем желании вступить в СНГ заявил Афганистан, но процедура так и не была завершена. Нет информации и о ее начале. Зато страна активно участвовала в заседании Совета межпарламентской ассамблеи стран-членов Содружества.

Планы вступления озвучивали также главы стран:

  • Республика Татарстан;
  • Чеченская Республика Ичкерия;
  • Приднестровье;
  • Республика Абхазия;
  • Южная Осетия.

О присоединении к зоне свободной торговле СНГ ведутся переговоры со Вьетнамом и Новой Зеландией (об этом есть информация на сайте Содружества).

Зачем существует содружество

Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).

Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.

Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.

Цели объединения

Цели создания СНГ указаны в его Уставе.

К ним относится:

  • сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
  • развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
  • сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров внутри объединения.

Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.

Перспективы содружества

В стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.

Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД.

Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках интеграционных объединений типа ЕАЭС, ЕЭП и ЗСТ. За 10 месяцев 2017 года товарооборот между странами Содружества увеличился более чем на четверть (25,7%), достигнув почти 117 млрд. долларов (2016 году этот показатель составил 94 млрд. долларов).

Лучше всего развиваются экономические отношения между Беларусью и Россией (рост товарооборота за 25% в 2017 году), а также между Россией и Кыргызстаном (рост в 2018 году на 17%). В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта существенно выросла (с 32 до 40%).

В связи с политическим кризисом, объем внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в первые месяцы 2020 года уменьшился на 7% (2,794 млрд долларов). Сократился объем товарооборота со странами СНГ и Таджикистана – на 5,1% (за тот же период). На партнеров по СНГ приходится 54,7% общего размера внешнеторгового оборота Таджикистана. Первые строчки в товарообороте занимает Россия ($ 154,9 млн.) и Казахстан ($ 125,1 млн.).

Заключение

В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом. Ядром организации является Россия, Казахстан, Белоруссия и ряд других стран. В будущем участники Содружества собираются активно наращивать экономическое сотрудничество и укреплять связи между регионами.

Нужен ли русский язык в СНГ?

У нынешней молодежи русский язык теряет популярность и уступает английскому.

К такому выводу пришли участники круглого стола «Сила молодежи в единстве», организованного 15 ноября 2016 года Российским университетом дружбы народов. На мероприятии выступили студенты из России, Казахстана, Кыргызстана, Армении и Азербайджана.

«Р усский язык — это рабочий язык , язык наших мигрантов»

Действительно, в период существования Советского Союза на русском, как основном государственном языке, разговаривали 286 миллионов человек (из 293 млн в 1993 году). Его хорошо знали почти все жители союзных республик и в обязательном порядке каждый школьник.

Почти 38 миллионов граждан СНГ уже не владеют русским языком

Роза Отумбаева: «Нам нужен русский язык!»

Ситуацию с русским языком в республиках Центральной Азии лучше всего, думается, описала экс-президент Кыргызстана Роза Отумбаева.

— Мы 25 лет прожили без СССР, оценили свои возможности, увидели, как многое рушится, особенно в экономике, в финансовых торговых отношениях, но главное, что объединяет людей, остается навсегда — это культура, язык и традиц ии. И мы с каждым днем понимаем, что роль русского языка имеет колоссальное значение, — сказала она, выступая 27 октября 2016 года на ХI форуме творческой интеллигенции стран СНГ.

По словам экс-президента, в Кыргызстане растет поколение, которое не знает русского языка.

— В селах дети не владеют русским языком. Нам нужны русисты, нам нужны книги на русском языке. Наш форум держится на русском языке, иначе как бы мы общались.

Также русский язык — это рабочий язык , язык наших мигрантов

Нам не должно быть стыдно за них. К примеру, ирландцы когда-то от голода выезжали в Америку, а сегодня являются одной из развитых стран, — сказала Отунбаева.

Официальный, межнациональный, иностранный…

По мнению Фонда «Русский мир», сегодня в СНГ продолжается процесс закрепления доминирующих позиций титульных языков в ущерб позициям русского языка.

Только Белоруссия придала русскому языку статус государственного. В Кыргызстане он является официальным, а в Молдове, Казахстане, Таджикистане и в Украине – языком межнационального общения. В Грузии и Армении статус русского языка формально не определен (фактически имеет статус иностранного языка).

На русском языке обучаются 75% детей в Белоруссии, 41% — в Казахстане, 25% — в Украине, 23% — в Кыргызстане, 21% — в Молдове, 7% — в Азербайджане, 5% — в Грузии, 2% — в Армении.

При этом в большинстве стран СНГ в школьных учебных планах активно сокращается число часов, отведенных на изучение русского языка.

Статус русского языка в СНГ

Русские уезжают, «увозя частицы русской культуры»

Фактические позиции русского языка позволяют разделить страны СНГ на три категории.

В первую группу вошли страны, в которых на русском языке говорит более половины населения.

В семьях говорят преимущественно на русском в Белоруссии (96%) и Украине (65 %),

а вне дома (на работе и в общении с друзьями) его используют от 59% (Украина) до 95% (Белоруссия) населения.

Во вторую группу входят страны, в которых около 1/4 населения считают русский родным, значительная часть владеет им при доминировании титульного языка. На русском языке в этих странах разговаривают дома от 20% до 40% (Кыргызстан, Молдова).

Третью категорию стран составили Армения, Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Таджикистан, где русским владеют менее 30% населения, он почти не используется в бытовом и повседневном общении.

На постсоветском пространстве наблюдается снижение доли владеющих русским языком среди молодежи. Это связано с двумя основными факторами. Первая состоит в серьезном сокращении количества часов, отводимых на изучение русского языка в образовательных учреждениях, а во многих школах он оставлен лишь для факультативного изучения.

На русский язык в образовательных заведениях СНГ приходится в 20 раз меньше часов, чем на иностранные языки

Вторым фактором является демографическая ситуация в странах СНГ: доля русских за последние 20 лет снизилась с почти в два раза. Образно говоря, «Русские уезжают, «увозя частицы русской культуры». Но уменьшение количества русских связано не только с переездом в Россию и другие страны, но и с понижением рождаемости в русскоязычной среде. Важную роль играет и фактор смены самоидентификации русскоязычного населения в связи с необходимостью адаптации к новой социокультурной реальности, так как во многих странах при поступлении в вуз или на работу требуется знание языка титульной нации.

Положение русского языка в мире

Как и где вытесняют русский язык

Подходы к использованию русского языка существенным образом различается в странах с малой и большой русской диаспорой.

Если в Белоруссии (русских 9% населения), Казахстане (24 %), Украине (17%) и Молдове (6%) существуют достаточно широкие возможности для получения высшего образования на русском языке, то

в Туркменистане (2% населения русских) запрещена даже реклама российских образовательных услуг,

— такие цифры дает портал «Внешняя политика» в статье «Языковая политика стран СНГ: положение русского языка».

В Азербайджане (1,5%), Грузии (1,5%) и Таджикистане (1%) русский язык сдает свои позиции из-за низкого уровня его преподавания в школах и вузах.

В ряде стран СНГ существует неофициальная стратегия, направленная на устранение русского языка из средств массовой информации, литературы и культурного пространства

В Азербайджане, Туркменистане и Украине значительно уменьшаются тиражи русскоязычных печатных изданий и объемы теле- и радиовещания на русском языке.

Такая языковая политика стран СНГ таит в себе угрозу для развития этих государств, — полагают специалисты Фонда «Русский мир». Маргинализация русского языка препятствует сотрудничеству в научно-технической и образовательной сферах, поскольку большая часть научной информации поступает именно из русифицированных источников, а их перевод на титульные языки практически не осуществляется.

Мигранты в России сдают экзамен на знание русского языка

Как русский язык стал политическим оружием

Стремление России развивать изучение русского языка в странах ближнего зарубежья зачастую воспринимается как нео-имперские амбиции. Как заметила президент фонда «Наследие Евразии» Елена Яценко,

советское наследие обнаруживается в виде имперского комплекса, который испытывает как Россия по отношению к новым государствам, так и эти государства по отношению к России

Далеко не всегда страхи перед Российской Федерацией обоснованы, нередко элиты новых независимых государств создают и поддерживают немотивированные мифы в отношении России, преследуя свои собственные политические цели. Ностальгия, старые обиды и идеологические клише образуют гремучую смесь, которая препятствует трезвому взгляду на действительно актуальные проблемы. Это не только отрицательно сказывается на отношениях между государствами, но и вмешивается в ситуацию с русским языком».

Несмотря на это, Россия продолжает наращивать усилия по укреплению позиций русского языка за рубежом. В 2011 году была принята Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 — 2015 годы, общий объем финансирования которой составил 2 526,66 млн рублей. В 2007 году был создан Фонд «Русский мир», основными целями которого выступают популяризация русского языка и поддержка программ изучения русского языка за рубежом. В начале июня 2014 года был образован Совет при президенте РФ по русскому языку.

И все-таки, на наш взгляд,

главные мотивы к сохранению русского языка в СНГ будут только с потребностями экономического сотрудничества и привлекательности российской культуры.

То есть с успешностью самой России как государства.

Российские соотечественники в странах СНГ и Балтии. Справка

Русский язык теряет статус язык межнационального общения в Таджикистане. Проект закона “О государственном языке Республики Таджикистан” предусматривает, что общаться с органами власти, предприятиями и учреждениями, а также получать информацию и документы можно будет только на государственном языке – таджикском.

Азербайджан

Доля этнических русских в составе населения Азербайджанской Республики (АР) составляет 130 тысяч человек (1,5% населения), которые проживают, в основном, в городе Баку и близлежащих районах (данные на февраль 2009 года).

Армения

По данным Министерства иностранных дел России на февраль 2009 года, в Армении проживает не более 8 тысяч русских.

Белоруссия

Русские в Белоруссии исторически являются одной из двух государствообразующих наций. Особенностью Республики Беларусь, ее отличием от других стран, возникших на постсоветском пространстве, является то, что русские не подпадают под понятие «диаспора», хотя официально республика придерживается принципа доминирования этнического (белорусского) большинства.

Все взрослое население Белоруссии владеет русским языком (может читать, писать и объясняться).

Грузия

В 1989 году в Грузии (за вычетом Абхазии) проживало 266 тысяч русских. За годы независимости из Грузии выехало около 200 тысяч русских, причем подавляющее большинство из них – в Россию. Сейчас русское население Грузии составляет не более 68 тысяч человек. Русскоязычное население в основном сконцентрировано в крупных городах Грузии: Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Поти, Рустави.

Казахстан

По данным Агентства Республики Казахстан, по статистике на май 2008 года, доля русских составляет около 25,5% от общей численности населения этой страны (15,5 млн человек). Традиционно принято считать, что «российская диаспора» в РК насчитывает около 6 млн человек (имеются в виду славяне, а также народности, исторически связанные с Россией, – татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы и т.п.).

Что касается возрастных параметров российской диаспоры, то категория в возрасте моложе 29 лет составляет менее 40% (около 1,6 млн человек), а старше 60 лет – 19% или около 700 тысяч человек. Городское русское население составляет 78% (3 млн человек).

Около 15% русских занято в обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве – 13%, в торговле – 12%, на транспорте и связи – 11%, в здравоохранении – 7% и образовании – 6%.

В Северо-Казахстанской области проживает более 330 тысяч русских, в Кустанайской области – более 378 тысяч, в Карагандинской – более 553 тысяч, в Павлодарской – более 296 тысяч, в Акмолинской – более 278 тысяч, в Восточно-Казахстанской – более 620 тысяч, в Западно-Казахстанской – около 150 тысяч, в Актюбинской – около 94 тысяч, в Алма-Атинской – около 306 тысяч, в Атырауской – более 33 тысяч, в Жамбыльской – более 150 тысяч, в Кызылординской – около 13 тысяч, в Мангистауской – более 39 тысяч, в Южно-Казахстанской – более 151 тысяч.

Киргизия

Численность российской диаспоры в Киргизии по состоянию на 1 января 2007 года оценивается в 550 тысяч человек (11 % населения страны), из них русских – около 470 тысяч (по данным переписи 1989 года, в республике проживало 917 тысяч русских – 21,5 %), татар – около 35 тысяч, башкир – около 1,5 тысяч Порядка 10 тысяч составляют выходцы из республик Северного Кавказа – карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы, представители народов Дагестана.

Абсолютное большинство соотечественников проживает на севере страны – в Бишкеке, Чуйской и Иссык-Кульской областях.

Молдавия

По данным МИД РФ на май 2008 года, число русских в Молдавии с определенной долей погрешности составляет примерно 600 тысяч человек. Вместе с тем в соответствии с итогами переписи, проведенной в октябре 2004 году на территории Молдавии (без Приднестровья), русскими себя признали 5,8% (197 тысяч из 3,3 млн человек).

Русское население в Молдавии проживает в основном в городах и относительно крупных населенных пунктах страны. По данным на 2005 год, в Кишиневе русских насчитывается около 100 тысяч человек, далее идут: Бельцы – около 25 тысяч, Кагул – 7,7 тысяч, территориальная автономия Гагаузия – около 6 тысяч, города Единец и Флорешты – 5 тысяч и 4,6 тысяч соответственно.

Таджикистан

По данным всеобщей переписи населения Республики Таджикистан на 01.01.2000 года общая численность населения республики равнялась 6,2 млн человек. Численность этнических россиян составляла 88,1 тысяч человек, в том числе: русских 68,2 тысяч или 1,1 % от общей численности населения страны. Наибольшее число соотечественников проживает в гг. Душанбе, Ходженте, Чкаловске, Кайраккуме, Курган-Тюбе и Турсунзаде, т.е. в городах, где ранее была наиболее развита промышленность.

Туркменистан

Русская диаспора в Туркменистане насчитывает порядка 100 тысяч человек.

Узбекистан

Население Узбекистана – 26,7 млн человек, из них русскоязычное население – 1,3 млн человек.

Украина

Особенностью национального состава населения Украины является его многонациональность. Русских насчитывается 8 млн 334,1 тысяч человек, или 17,3% населения страны. Количество русских по сравнению с переписью 1989 года сократилось на 26,6%. Удельный вес русских в общей численности населения уменьшился на 4,8 процентных пункта.

Южная Осетия

Русскоязычная община Южной Осетии составляет всего около 2% от общей численности населения в 80 тысяч человек. Однако большинство населения республики считает себя российскими соотечественниками. Неразрывные узы национального и историко-культурного единства связывают Южную Осетию с Республикой Северная Осетия-Алания в составе Российской Федерации.

Абхазия

Вопрос о конкретной численности и этническом составе населения Абхазии является крайне сложным из-за миграции в период вооруженных конфликтов. По переписи 2003 года население составляло 216 тысяч человек , из них 10,8% – русские. По оценке правительства Абхазии в 2008 году население составляло около 250 тысяч человек; 80% населения являются гражданами России.

Латвии

К российским соотечественникам в Латвии можно отнести русскоязычных граждан Латвии, граждан России, постоянно проживающих в Латвии, а также «неграждан», т.е. тех лиц, которые прибыли в страну в советский период и не прошли процедуру натурализации после восстановления независимости ЛР. На сегодняшний день статус «негражданина» имеют около 360 тысяч жителей республики (16 % населения), из них 67 % – этнические русские. В процессе натурализации продолжает наблюдаться наметившийся в 2007 году резкий спад. Если в 2007 году число новограждан не превысило 7 тысяч человек, то в 2008 году их количество едва достигло 3 тысяч.

Литва

В 2008 году в Литве проживало 168 тысяч этнических русских, что составляет около 5 % от общей численности населения. Среди национальных меньшинств Литвы русская община занимает второе место, уступая лишь полякам (208 тысяч). Две наиболее крупные этнические группы российской диаспоры (русские и татары) имеют статус национальных меньшинств. В вопросе о предоставлении гражданства Литва пошла на «нулевой вариант», предоставив гражданство всем ее жителям (Закон «О гражданстве» 1989 г.). Более 90% российских соотечественников имеют литовское гражданство, а около 4% (порядка 12 тысяч челолвек) ‑ гражданство России.

Эстония

Население на 1 января 2009 года составляет 1 340 341 человек. Русские составляют 25,6%. По результатам переписи населения 2000 г., русский язык считают родным 29,7% населения Эстонии. Доля людей, владеющих русским языком, значительно выше – 72,2%.

Отличительной особенностью расселения русских в Эстонии является их преобладание среди городского населения. Особенно высока доля русских в столице и крупных городах.

Своеобразный языковой «анклав» сформировался на северо-востоке страны (уезд Ида-Вирумаа), где русским языком владеют почти 94% населения региона, причем 77,8% жителей уезда считают русский язык родным. В некоторых городах региона, таких как Нарва и Силламяэ, русским языком владеют более 98% населения.

Ссылка на основную публикацию